Категория: Полезно

Школы третьего тысячелетия




  • Не нравится
  • 0
  • Нравится





  • Школы третьего тысячелетияЕдиного мнения о том, каким должно быть образование современных детей, пока не существует, и чаще всего взгляды, высказываемые профессионалами, довольно противоположны. В разных странах национальные системы образования построены по совершенно разным принципам, однако практически все едины в одном: очень многие дети после окончания школы испытывают к ней крайнее отвращение. В чем же заключается эта проблема и почему так происходит? Ответ в том, что в каждой из систем образования слишком много противоречий. Одним из наиболее распространенных противоречий является несоответствие методов развития, обучения ребенка и способов познания им окружающего мира.

    Ребенок, особенно в дошкольном возрасте, воспринимает окружающий мир целостно, посредством чувства, интуиции и образного мышления, т. е. оба его полушария работают как правое взрослого человека. Почти все программы развития и начального обучения детей ориентированы на логическое мышление, а оно у него еще не развито, в основном он только чувствует. Однако к нему предъявляют требования, как ко взрослому— только в меньшем масштабе. Вследствие этого ребенок, в случае неудачи, теряет интерес к обучению, у него развиваются скрытые и явные комплексы. Маленький ребенок — это не взрослый, следовательно, и способы его развития и обучения должны соответствовать познавательным процессам ребенка — только так можно сохранить врожденную интуицию ребенка, которая для Индиго очень важна. Бесполезно тренировать недостаточно «созревшие участки мозга ребенка», лучше дать возможность развиваться процессу естественным путем.

    Б. Никитин попытался коренным образом изменить существующую систему воспитания и образования детей. Творческая обработка мирового опыта и практическое опробование наиболее эффективных методов и приемов физического и умственного развития детей позволили ему еще в 80- е годы предложить на тот период самую эффективную в мире эмпирическую систему практических рекомендаций по укреплению здоровья детей и ускорению развития умственных способностей. В основе его системы лежал удивительно гармоничный подход, совокупность способов и приемов, которые сегодня используют тысячи последователей. Б. Никитин утверждает, что необходимо быть профессиональным родителем, имея в виду высокую культуру родительства, знание основ детской психологии и физиологии. К сожалению, Министерство здравоохранения и Министерство просвещения, увидев в новой системе естественного развития угрозу неприкосновенным авторитетам именитых специалистов, всячески противодействовали внедрению новых идей.

    В итоге система Б. Никитина не получила официального признания, и в практике дошкольного развития детей были сохранены старые правила и порядки. Вслед за Никитиным появились работы других новаторов, а показатели развития детей по методу «естественного развития» стали использоваться в качестве исходных, так как его система была в то время единственной научно обоснованной и могла стать хорошим базисом для обоснования новой методической основы педагогики.

    Принципы образования и воспитания детей — сегодня важнейший вопрос, обсуждаемый педагогами практически в каждой стране. Все прогрессивные представители как западной, так и российской педагогики считают, что современные системы образования должны быть реформированы, иначе они не смогут выполнить свою главную задачу — воспитание и обучение поколения новых детей. Новые подходы станут эффективными, если педагоги и разработчики методических рекомендаций будут учитывать и мнения самих детей, и новые условия их жизни. И родителям, и педагогам необходимо переосмыслить содержание, цель и функции образования.

    Прежние модели обучения детей в школе основаны на твердом убеждении, что ребенок — это «чистый лист», пустой сосуд, который учитель должен заполнить обязательными знаниями и другой самой разнообразной информацией. Однако новых детей лучше учить «как» думать, а не «что» думать. Настоящее образование — это не только знания, но и умение их применить в жизни. Самые важные знания должны передаваться от одного поколения другому, однако ребенок должен научиться сам формировать свое представление о мире. В школе будущего ребенок должен научиться развивать свои способности и таланты, а не зазубривать исторические даты и факты. Истинные воспитатели должны заботиться не только о материальных благах ребенка, которое может дать ему образование, но и о его душе. Работа педагога должна обязательно включать все уровни развития ребенка: ментальный, эмоциональный, физический, социальный и духовный — все это является аспектами его полноценного развития.

    О каких современных школах можно сказать, что они тоже «из будущего», и существуют ли они? Конечно же, многие из них существовали давно, у нас и за рубежом, задолго до появления феномена Индиго. В таких школах наряду с традиционными педагогическими методами, подтвердившими свою эффективность в новых условиях, широко используются новые идеи и педагогические программы. В этих школах уважают детей, и главное для преподавателей не система образования с ее жесткими правилами, а творческий подход всего педагогического коллектива. Учитель здесь играет роль помощника и партнера в творческом процессе обучения и личностного развития детей. Учебные планы занятий достаточно гибкие, и учителям разрешается менять их в зависимости от уровня знаний учащихся и индивидуальности учеников. Методика обучения определяется учителями и учащимися, а не системой. Ученики, особенно в старших классах, могут сами выбирать способ и темп подачи материала на уроке. Темы для занятий и их форма подачи часто выбираются по ходу урока. Это может быть работа в парах, самостоятельные задания или же лабораторные работы. Преподаватели могут использовать самые разные методики. Обучение может принимать самые разные формы: это могут быть презентации, демонстрация наглядных пособий и их обсуждение, анализ, отбор критериев оценки, конференции, ролевые игры. Иногда ученики имеют возможность выбрать тему урока сами, исходя из общей темы изучаемого материала. Хотя для подготовки требуется как следует поработать, но эти затраты окупаются сторицей.

    Успех ученика может оцениваться не только учителем, но и самим учеником или его одноклассниками. Учителя постоянно работают над усовершенствованием системы проверки знаний и при необходимости меняют ее в соответствии с уровнем знаний и навыков учащихся. Старые методы тестирования часто уже не отвечают современным требованиям. Они должны совершенствоваться вместе с ростом сознания учащихся.

    Ученики должны получать индивидуальное образование, а их педагоги должны быть людьми, предназначенными для своего дела, которые могут помочь ребенку и его родителям в правильном определении личной предназначенности. Для детей в образовательном процессе все также должно быть понятно и наполнено конкретным смыслом. Учитель должен ставить перед собой задачу не «впихнуть» в голову ребенка как можно больше конкретных фактов, которые, вполне возможно, не пригодятся ему в дальнейшем, не заставлять его заучивать данные и цифры, засоряющие его разум. Современный учитель часто «учит учеников», а он должен видеть прежде всего перед собой личности, имеющие не только обязанности, но и права, а также свой взгляд на мир и свою точку зрения. Часто ребенок Индиго располагает знаниями, намного превосходящими знания самого педагога.

    Сотрудничество детей и учителя является очень эффективной методикой, которая уже широко используется многими преподавателями. Педагоги должны создавать такую атмосферу в школе, чтобы в ней можно было вырастить нового человека, с новыми знаниями и опытом, побуждая детей к стремлению мыслить самостоятельно и уметь анализировать и обобщать, отличать причины от следствий. В последние годы в России стали появляться методики и школы, которые предлагают циклы занятий для развития отдельных способностей и навыков детей. Не только за рубежом, но и у нас в России в области образования сделано уже много для личностного развития учащихся: это методы повышения самооценки, программы развития качества лидера, отказ в начальных классах от пятибалльной системы, индивидуальные планы обучения одаренных детей и т. д.

    На фоне происходящих в нашей стране глубоких перемен происходит постепенное изменение и модернизация всей системы образования. Не только педагоги высших и средних учебных заведений по-новому осознают свое место в обществе, но и ученые стали разрабатывать новые ноосферные технологии, позволяющие качественно изменить старые методы обучения детей и выйти на совершенно другой, качественно новый уровень. В основе этих технологий лежит общение человека со сферой разума — ноосферой. Петербургский ученый В. В. Карелин на протяжении практически тридцати лет занимается философскими проблемами Мироздания, исследуя место Человека в нем и его связи с ноосферой. Им была разработана целая система знаний, названная автором «Геология интеллекта». В основу этой системы лег главный первоисточник человечества — Библия. Изучая природу человека, его взаимоотношения с высшими мирами, определяющие процесс формирования знаний и способностей, автор пришел к выводу, что люди могут с помощью ноосферных технологий определить собственные способности и свое предназначение. Он считает, что когда способности известны, то они приобретают свойство развиваться, причем очень бурно. Единомышленники В. В. Карелина создали свой центр «ИНТЕЛЛЕКТ», где стали готовить специалистов, способных применять эти технологии на практике в различных областях науки, в том числе и в образовании. В Центре были разработаны методики определения интеллектуального и творческого потенциала личности, алгоритмы раскрытия способностей и их использования для решения практических задач в личной жизни и профессиональной деятельности. Здесь же были подготовлены специалисты, которые могут донести приобретенные знания до людей и научить их пользоваться этими способами общения с ноосферой— биокомпьютерным технологиям. Отношение ученых и практиков к этой системе далеко не однозначно.

    Сторонники традиционно материалистического подхода требуют логического объяснения и конкретных доказательств, но многие, пройдя соответствующую подготовку в Центре, уже живут в соответствии с теми знаниям, которые они получают посредством своего общения с Космическим Разумом, и учат этому своих детей. Эти же технологии помогают точно определить, в какой именно области нужно применить свои полученные от Бога способности, чтобы они смогли принести пользу другим людям и обществу. В системе образования, построенной на новых принципах, учителями должны будут стать люди, которые по своему предназначению являются истинными педагогами. Для таких педагогов стремление к максимально возможным высоким результатам, к «взращиванию» знаний в душах своих учеников в живом процессе раскрытия внутренних качеств сознания является естественным состоянием души и потребностью всей их жизни. Для себя они давно уже поняли, что единственно возможный путь — это путь личного духовного роста, который будет проявлен в познании и обретении своего смысла жизни, реализации своих личностных качеств во имя исполнения своего предназначения. Такие учителя не могут не нести в мир открытые ими знания и не учить этому своих воспитанников.

    Вполне очевидно, что такой подход, помогающий определить жизненное предназначение каждого ребенка, — важнейшее условие для раскрытия его творческих и созидательных способностей. Развивающее обучение и вершина его — творчество — самый мощный импульс в развитии каждого ребенка.

    Реформируя образовательный процесс нового века, нашему обществу необходимо исходить из вечных, базовых ценностей и ориентиров: в каждом ребенке важно сохранять способность к творческому и образному освоению мира, поэтому процесс его воспитания должен быть заполнен духовной сутью. Такое обучение позволит детям использовать все возможности для улучшения своей сегодняшней жизни, уже в школе получить те жизненные уроки, которые помогут им обогатить себя новыми качествами и пробудить интерес к себе как к человеку и творцу, который должен улучшить наш мир.

    Новые подходы к образованию детей подразумевают, что существующая система школ постепенно будет изменяться: т. е. будет осуществлен переход от стандартных средних школ к школам нового типа, специализированным. Это продиктовано самой жизнью, ведь все дети очень разные по уровню развития, одаренности и своему предназначению. Наряду с реформированием существующих средних школ и их развитием идет процесс создания школ нового типа — школ для особо одаренных детей, процесс обучения построен на основе применения ноосферных технологий. Благодаря этим же технологиям появилась возможность проводить отбор в такие школы одаренных детей и обучать их по программам специализированного обучения, направленного на раскрытие уже определенных, но еще нераскрытых талантов. Такое воспитание и образование позволит оградить детей от негативного влияния улицы и возможности пристраститься к одному из самых страшных пороков современного общества — алкоголизму и наркомании. В дальнейшем опыт школ для одаренных детей можно применять и в других школах, адаптируя процесс обучения и воспитания к специфике и учебной направленности школы. Считать, что новое мировоззрение уже победило, слишком рано, хотя новаторские подходы к воспитанию ребенка значительно расширили перечень методов, используемых родителями и педагогами, и повысили его результаты. Хотя в нашей стране много говорится об утраченном генофонде, но по сравнению с другими ведущими странами, например Германией или Великобританией, для создания условий новых методов образования детей сделано еще недостаточно. В США и некоторых странах Европы уже создаются школы именно для детей Индиго, где процесс обучения и воспитания построен с учетом их особенностей.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *