Категория: Полезно

Нужно ли готовить индиго к школе?




  • Не нравится
  • 0
  • Нравится





  • Нужно ли готовить индиго к школе?Проблема подготовки ребенка к школьной жизни уже перестала считаться спорной и превратилась в практическую, решение которой во многом зависит от родителей, а также бабушек и дедушек. Школы давно опередили систему дошкольного воспитания, и детские садики не всегда могут вам помочь, так как многие воспитатели обучались еще по старым программам, а платные услуги квалифицированных репетиторов и гувернеров просто недоступны большинству родителей. К сожалению, наша нынешняя бесплатная система образования практически уже переродилась в систему «зарабатывания денег». Поэтому чем хуже подготовлен ребенок к школе дома, тем больше придется родителям платить за его обучение и образование. А ведь не в каждой семье бюджет настолько приличный, чтобы это себе позволить! Так что цели родителей достаточно ясные: своего ребенка надо развивать и учить, не слушая никаких представителей официальной школы! Открывайте своему ребенку глаза на мир, начиная с момента колыбели, и не следует ждать, когда ему исполнится 7 лет, — он вам потом скажет «огромное спасибо».

    Американский психолог Торренс, разработавший систему измерения творческих способностей, предупреждал, что не всегда потенциал ребенка является основным показателем его будущей творческой продуктивности. В какой мере дары ребенка найдут свое применение во взрослой жизни, зависит в первую очередь от родителей и педагогов, ведь их можно и развить, и уничтожить в самом раннем возрасте. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению предполагает многокомпонентную работу. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители, которые являются первыми и самыми главными его воспитателями.

    В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая проводится в старшей и подготовительной группе детского.сада. В ходе такого обучения у детей вырабатывается подход к действительности, который дает им возможность сознательно усваивать любые знания. Если ваш ребенок не посещает детский сад, то вам стоит позаботиться о том, чтобы такие систематические занятия были организованы дома. Ребенок в дошкольном возрасте имеет большие возможности для развития и способности познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Здесь надо помочь ребенку развить и реализовать свои возможности.

    Родителям следует не жалеть своего затраченного времени. Если ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью в собственных силах, то школьные занятия не будут для него тяжелой обязанностью. Ребенок будет воспринимать их радостно, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. Усилия, которые вам придется приложить, окупятся сторицей.

    Особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности — его психическим качествам, знаниям и умениям. К моменту поступления в школу у ребенка желательно сформировать те психологические черты, которые должны быть присущи любому школьнику. Задачей родителей должно стать развитие этих черт у ребенка еще в дошкольном детстве с тем, чтобы он смог приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.

    Поступление ребенка в школу — очень серьезный момент в его жизни. Здесь резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует: он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Теперь главная его деятельность — это учеба. Он отвечает за нее перед учителями, перед школой и перед семьей, и жизнь вчерашнего малыша начинает подчиняться системе строгих и одинаковых для всех правил.

    Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается прежде всего в том, что у него уже появилось желание стать школьником и выполнять серьезную деятельность — учиться. Обычно у большинства детей это желание появляется к концу дошкольного возраста. Оно связано с очередным этапом психического развития, когда ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям. Его уже перестает удовлетворять прежний способ приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра, так как он психологически уже как бы «перерос» простые игровые отношения. Само учение — и по содержанию, и по организации — резко отличается от привычных для ребенка-дошкольника форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью — оно выступает теперь в чистом виде, и его не маскируют под игру. Статус школьника является для него показательной ступенькой его взрослости, ведь учеба — ответственное дело, и поэтому к школьнику все относятся с большим уважением.

    Анкетирование и опросы детей, проводившиеся в подготовительных группах детских садов, показали, что все дети, за редким исключением, хотят пойти в школу, им больше не хочется ходить в детский сад. Это желание дети объясняют по-разному. Большая часть детей видит в учебе самую привлекательную сторону школы. Вот некоторые типичные ответы детей на вопрос, почему они хотят идти в школу, а не оставаться в детском саду:
    — В детский сад я уже ходил, а в школу еще нет.
    — В школе нас будут учить читать и писать. Я буду много знать.
    — В школе учишься, а в детском саду только играешь, мало учишься.

    Конечно, детей привлекает не только возможность учиться. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Интерес к таким внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, ведь в нем выражается стремление ребенка изменить свое место в обществе и свое положение среди других людей.

    По психологической готовности ребенка к школе можно судить о понимании им общественных мотивов поведения. Это — усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Все это помогает ребенку войти в коллектив класса, найти свое место в нем и включиться в общую деятельность. Для ребенка взаимоотношения между ним и учителем совершенно новые. Учитель — это не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Учитель воплощает в себе требования общества к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, — это не выражение личного отношения учителя к ученику, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием. Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других — ведь другие также отвечают за тебя!

    Показателем психологической готовности к школе является также уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным. Но, в общем, у шестилетних и семилетних детей можно уже наблюдать соподчинение мотивов, то есть понимание того, что в этой жизни более важным является не то, что «хочется», а то, что «надо». Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем. Все мы знаем, что учиться бывает порой неинтересно и просто неувлекательно. В учении (как и в любом деле) есть «скучные», но обязательные моменты.

    Подготовка ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

    В готовности к усвоению школьной программы решающее значение имеет то, насколько развита у вашего ребенка познавательная деятельность и интерес к ней. Для многих родителей желание ребенка идти в школу становится уже достаточным для того, чтобы они считали своего ребенка готовым к школе. Хорошо, конечно, если у ребенка сформировано общее положительное отношение к школе, что ему хочется стать учеником и его волнуют новые права и обязанности. Однако помимо этого надо еще, чтобы ребенка привлекло само содержание получаемых в школе знаний, интересовало то новое, с чем он знакомится на уроках, чтобы ему был радостен сам процесс познания. Устойчивые познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени. Такие интересы не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания.

    Когда речь идет об уровне развития познавательной деятельности, который достаточен для успешного обучения в начальной школе, то следует иметь в виду следующее. Важно, чтобы ребенок не только мог произвольно управлять этой деятельностью, но и обладал определенными качествами восприятия и мышления. Если вы будете систематически заниматься с ребенком, воспитывать его ум, побуждая к поиску, размышлениям, то вы можете быть уверены: известная основа познавательных интересов вами будет заложена. Разумеется, и с приходом ребенка в школу вы будете всеми силами укреплять и поддерживать его интеллектуальную активность.

    В школе предъявляются особенно высокие требования к мышлению ребенка. Он должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Умственная деятельность ребенка — его внимание, память, мышление должны быть хорошо развиты. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Опыт педагогов и исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, у которых наблюдается интеллектуальная пассивность, отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи. Такое отношение проявляется, если задания и уроки прямо не связаны с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

    Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к двум прибавить еще один. Он отвечал то «пять», то «четыре», а то и «десять». Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: «Сколько у тебя будет денег, если папа дал тебе один рубль и мама два рубля?» — мальчик, почти не задумываясь, ответил: «Конечно же, три!»

    Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, а при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Практически в первые дни пребывания в школе ребенок получает указания, которые просто невозможно выполнить без понимания и учета пространственных признаков вещей, знания направлений в пространстве. Хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени также имеет значение. Так, например, учитель просит провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или «прямо вниз по правой стороне клетки» и т. д. Представление, что такое время, его чувство, умение определить, сколько его прошло, — важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения задания в определенный срок. Ребенок, придя в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы и явления, выделять их разнообразные свойства. Будущему школьнику необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как учение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей.

    Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками — грамотой, счетом, решением арифметических задач. В принципе начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала, поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Однако значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет уже читать, а счетом в той ли иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность всего дальнейшего школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Все это поможет ребенку учиться в школе и усваивать понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

    Еще одним из важных моментов психического развития, определяющего готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи — овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило. В период от 5 до 7 лет словарный актив ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем уже много образных слов и выражений, устойчивых словосочетаний, например: «ни свет, ни заря», «на скорую руку» и т. д. Ребенок усваивает грамматические, правила изменения слов и соединения их в предложение. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.

    Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка и его успешного обучения в школе. Существует много мнений, с чего начинать обучение ребенка и как это делать. Одни педагоги считают, например Р. Штайнер, представитель валь-дорфской педагогики (Германия), что ребенка до восьми лет нельзя учить читать ни в коем случае, иначе он потеряет свой величайший дар интуиции. Другие представители науки педагогики считают, что учить ребенка читать нужно начинать как можно раньше. В прошлом веке во многих школах осуждалось появление «читающих дошкольников», возможно, потому, что это явление представляло собой угрозу безработицы для учителей — в результате многие новаторские методики так и остались лежать под сукном! Наверное, здесь, как нигде, применимо понятие «Честь мундира»!

    Но теперь в школы все чаще приходят дети, умеющие уже в шесть лет читать и решать примеры, и тут уже волей-неволей приходится переделывать программы и учебные планы. Но тем не менее факты — вещь упрямая, и юных дарований с необыкновенными способностями в стране становилось все больше. Вот тогда-то словом «вундеркинд» и стали объяснять все то, что не могло быть объяснимо официальной наукой.

    Наш мир развивается очень стремительно, и если ваш ребенок не научился читать до школы, то ему скорее всего придется скучать на уроках — ведь сегодня большинство родителей стараются подготовить своего ребенка к школе заранее.
    В соответствии с новейшими разработками и методиками начального обучения, учить чтению ребенка нужно в соответствии с правополушарными механизмами познавательных процессов, что дает возможность ребенку строить свою модель мира и более активно взаимодействовать с ним, при этом врожденный творческий потенциал Индиго никогда не пострадает. В качестве более наглядного примера построения процесса нравственного воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте родителям можно порекомендовать познакомиться с авторской программой «Читайка», разработанной группой специалистов лаборатории «Одаренные дети» института образования и подготовки кадров республики Коми.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *