Категория: Полезно

"Гениальные двоечники"




  • Не нравится
  • +5
  • Нравится





  • "Гениальные двоечники"Организация форм и методов современной образовательной практики в работе с детьми, имеющими признаки одаренности, — это вторая болевая точка проблемы Индиго. Ребенок с признаками одаренности может академически не успевать в школе, отставать по ряду аспектов психического развития и даже иметь серьезные нарушения в общении и поведении.

    Можно сказать, что история изучения данного вопроса началась еще практически 40 лет назад, когда Томпсон (1971) опубликовал труд «Языковые нарушения у выдающихся людей». Томпсон одним из первых описал примеры такой двойственности в психическом развитии. Самый известный пример — это школьная неуспеваемость Альберта Эйнштейна, считавшегося в начальной школе умственно отсталым. В детстве у Эйнштейна сильно страдала орфография, он был косноязычен и имел серьезные поведенческие проблемы. Несмотря на все перечисленное, он обладал высоким уровнем развития зрительно-пространственного восприятия, умел аргументировать свою точку зрения, и ему не было равных в способности к решению задач. Однако учителя не желали признавать его неординарные способности, и только родители верили в его талант.

    Многие одаренные дети получают статус «непригодных к учебе» только потому, что им поставили ошибочный диагноз. Было установлено, что ошибочные диагнозы и следующее за ними многолетнее применение психотропных препаратов просто «глушили» проявление личности у детей, а никак не способствовали их возврату к нормальной жизни. Дети с высочайшими показателями интеллекта в школе получали двойки и тройки и даже оставались на второй год. Результаты практически каждого теста говорили о том, что уровень развития этих необычных детей значительно выше среднего, и, как оказалось, школьные оценки никак не являлись доказательством их умственной отсталости. Многие дети по результатам тестов показывают не только свой высокий творческий потенциал, но и то, что их способности просто заблокированы.

    Часто одаренные дети, испытывая отчуждение, жертвуют своей способностью к творчеству только ради того, чтобы быть как все. У некоторых одаренных детей часто доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 5-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых. Психологическое тестирование показало, что IQ мальчика необычайно высокий (более 200 баллов).

    В последнее время психологи гораздо чаще обращают внимание учителей на результаты своих исследований, в которых анализируются проблемы детей с признаками одаренности. Практически у каждого ребенка с признаками одаренности проявляются признаки наличия определенных мозговых дисфункций. Многие такие дети имеют синдром нарушения внимания, сопровождающийся гиперактивностью (СДВГ). Эти дисфункции, если они носят глубинный характер, нередко являются барьером к дальнейшему развитию способностей и одаренности ребенка, Чаще всего при возникновении проблем в школе (трудности с письмом и грамотой, в ответе на поставленный вопрос и т. д.) способности таких детей педагогами просто игнорируются, и многих детей, имеющих ярко выраженные признаки одаренности в некоторых областях, они относят к группе детей, отстающихв общем психическом развитии. Как следствие, часто у таких детей могут возникать проблемы высшего, психологического уровня: в поведении и общении, мотивационной незрелости, в эмоционально-личностном развитии. Дети, имеющие вышеописанные нарушения развития, с самого начала остаются «за бортом» нормальной школьной жизни и, испытывая прессинг неприятия со стороны взрослого сообщества, очень часто пополняют контингент криминальных структур. Если Индиго не добивается успеха, то он может бросить школу или же выбранное им раньше занятие, так как в процессе неприемлемого для него обучения у ребенка развивается внутренний протест против существующей системы образования.

    У многих детей Индиго возникают проблемы в школе, поскольку они категорически отвергают авторитарные методы обучения. Таким детям очень трудно обучаться в соответствии с утвержденными методиками, где их стремление к творчеству часто просто подавляется. Часто они хотят что-то сделать по-своему, но взрослые воспринимают это как «очередное нарушение правил» и нежелание выполнять предписанные системой правила. Индиго предпочитают учиться на «своих шишках», получать знания на личном опыте, а не часами зазубривать материал учебника. Они часто просто не слышат своего учителя или же не воспринимают его объяснений, так как нередко происходит блокировка их аудиального или визуального информационного канала. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности их не пугают. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе — большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ.

    Учитель будет обязательно оказывать давление на психику учеников, если он в своей системе применяет методику соревнования, сравнивая детей друг с другом. Индиго могут очень быстро найти собственный способ обучения, хотя зачастую он противоречит мнению учителей и родителей. Им очень быстро надоедают монотонные занятия, они переключают свое внимание на что-то другое, но снова же на довольно короткий срок. Они предпочитают те школьные науки, где можно проявить творчество. Многие такие дети, несмотря на свои способности и креативность, отстают от других, более уравновешенных детей.

    Если говорить о детях Индиго, то они, как никто, нуждаются в признании своих талантов. Но когда им отказывают в этом, то они будут привлекать внимание одноклассников к своей персоне любыми методами: замечания в адрес учителя, смех на уроках, шумные потасовки на переменах и т. д. Они очень быстро замечают, что вполне способны «взять вверх» над взрослыми и заставить их потерять над собой контроль. Теперь, когда они стали центром внимания всего класса, такие дети действительно чувствуют себя «королями». Вот тогда-то взрослые должны обязательно отреагировать! Дети часто переходят все границы дозволенного и легко могут поставить в очередной тупик весь педагогический коллектив школы. По мнению многих преподавателей и психологов, традиционные дисциплинарные меры воздействия на поведение ребенка в школе уже давно устарели. До сих пор многих детей, если они не слушаются, выгоняют из класса или же отводят к директору на «ковер», но все эти меры редко оказывают должное воздействие. Если ребенка отправили домой, то он будет только радоваться этому — ведь не надо больше сидеть на скучных уроках, а можно играть в любимую компьютерную игру или смотреть телевизор!

    Наше время потребовало развития более совершенных человеческих качеств, которые уже проявились в детях Индиго. Соответственно, взрослые должны по-новому отнестись к природе современных детей и предложить им такое обучение, которое бы соответствовало этому пониманию, и позволить развиваться как независимым личностям. Часто то, что у нас называется «образованием», не «открывает» ум, а притупляет его. Проще всего сказать о ребенке, что он «неуправляемый», и воспользоваться любой возможностью, чтобы перевести его в другой класс или в другую школу. При такой системе обучения практически любой ребенок, не выполняющий безоговорочно требования системы, обречен на проблемы с преподавателями и, соответственно, с родителями, которые, желая счастья ребенку, требуют от него хороших оценок во что бы то ни стало.

    Почему для родителей так важно, чтобы их ребенок хорошо учился в школе? Понятно, что образование очень важно для любого человека, но ответьте себе честно: стоит ли лишний раз устраивать головомойку ребенку за двойку по поведению на уроке или же приглашение к классному руководителю? Не напоминает ли вам это ваше собственное детство, когда в аналогичной ситуации оказывались и вы? На самом деле мы, как и наши родители, вовсе не сердимся на своего ребенка, а просто боимся за его будущее, боимся того, чего не знаем. Пути Господни — они ведь неисповедимы, так стоит ли лишний раз тратить свою энергию и подвергать стрессам своего ребенка только потому, что у него «должно быть все в порядке»?!

    Крики и бесконечные морали на тему «как себя вести» только усиливают желание ребенка вести себя не так, как это делают более воспитанные и послушные дети. У ребенка Индиго свой порядок и другое видение своего будущего. Конечно, «чтобы пробиться в жизни», необходимо хорошее образование, но наш современный мир настолько противоречив и меняется так быстро, что часто мы не успеваем следовать всем его новым требованиям. Главное — это сохранить личностную целостность ребенка, что, возможно, станет самым важным условием его успешной карьеры. Если вовремя оказать им помощь и проявить самим творческий подход, такие дети могут стать даже «гордостью» школы.

    Родители должны проявлять больше интереса к школьным делам своего ребенка — находит ли он понимание в школе и как относятся учителя к его потребностям? Любым детям всегда нужны внимание, уважение, понимание и участие, а также реальное доказательство вашей любви и понимания. Не следует побуждать детей к тому, чтобы они делали только вид, что им нравится ходить в школу, где их насильно заставляют учить те предметы, которые их совершенно не интересуют и, вполне возможно, мало пригодятся в реальной жизни. Скажите, пожалуйста, если у ребенка замечены большие способности к музыке, зачем ему углубляться в высшую математику, или же почему ребенок с математическим складом ума, но с плохим слухом должен обязательно иметь хорошую оценку по пению?!

    Не все талантливые дети с таким характерным признаком, как гипертонус, могут обучаться в специализированных школах и интернатах. Очень многие из них учатся в самых обыкновенных учебных заведениях, в лучшем случае — в гимназии. Школьная жизнь ребенка Индиго во многом зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций образовательного учреждения, жизненных установок родителей и даже материальной базы самой семьи. Осуществить на практике рекомендации, даваемые психологами в отношении развития одаренного ребенка, к сожалению, могут позволить себе далеко не все родители.

    Психологи предлагают следующие вопросы, которые, возможно, помогут родителям выяснить, насколько потребности их детей удовлетворены в школе.
    1. Как вы понимаете «образование» вашего ребенка? Какие цели вы ставите перед собой и вашим ребенком? Насколько часто вы просматриваете дневник и обсуждаете с ребенком его успехи в школе?

    2. Какие у вас отношения с преподавательским составом школы и как часто вы ходите в школу по личной инициативе? Позволяете ли вы себе критические замечания в адрес учителей в присутствии ребенка?

    3. Знают ли ученики свои обязанности в классе и что от них ожидается в школе? Имеют ли право ученики выдвигать свои предложения и участвовать в обсуждении принятия решений? Имеют ли ученики возможность устанавливать правила поведения в классе? Проводятся ли по инициативе учеников собрания, семинары и консультации?

    4. Считается ли ребенок в школе просто «неблагополучным» или же преподаватели пытаются объяснить ему, что он сделал «неправильный выбор»? Как часто учителя предлагают детям диалог с комментариями типа: «Почему ты считаешь, что так будет правильно? Если попробовать другой вариант?» Предлагает ли учитель ученику альтернативный вариант в конфликтных ситуациях, как, например, оценка ситуации наедине с самим собой?

    5. Если некоторые учащиеся с трудом воспринимают материал, как адаптирует или модифицирует его учитель с тем, чтобы отстающие усвоили основной материал? Существуют ли специальные задания (классная и домашняя работа)? Делит ли учитель задания на части с учетом возможностей учеников? Объясняет ли учитель цель и причину даваемого им задания? Используется ли учителем метод визуальной поддержки? Например, количество звездочек на карте показывает, сколько времени потрачено на выполнение задания. Набрав определенное количество, дети могут выбирать задание на свое усмотрение.

    6. На каком эмоциональном уровне проводятся дисциплинарные наказания учителями? Какие меры по укреплению дисциплины приняты в школе, где учится ваш ребенок? Какими позитивными способами воспитания ответственности и понимания требований к дисциплине у учащихся пользуются учителя? Выгоняют ли нарушителей дисциплины с уроков? Если ребенок на уроке невнимателен, как лишают его контакта с тем, что его отвлекает? Продолжает ли он после замечания учителя занятия в классе или же его просто стыдят и выгоняют с урока? Если ребенок плохо себя ведет на уроке, предусмотрены ли для него занятия под наблюдением учителей в другом месте?

    7. Насколько последователен учитель в своих требованиях к дисциплине в классе? Зависят ли последствия нарушений правил поведения от настроения учителя? Не уделяет ли учитель внимание исключительно проблемам нарушений, как часто он отмечает факты положительного поведения?

    8. Хвалит ли учитель учеников и насколько доброжелательно он настроен? Работают ли в школе кружки по интересам? Есть ли выставка работ учеников в классной комнате? Есть ли в классной комнате стенды успеваемости, например карты со звездочками или графики? Есть ли у вашего ребенка возможность быть положительно отмеченным учителем так, чтобы об этом знал весь класс? Какие методы поощрения использует учитель в работе с трудными детьми?

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *