Категория: Полезно

К одной вершине, но разными тропинками




  • Не нравится
  • 0
  • Нравится





  • К одной вершине, но разными тропинкамиРазвитие современной семейной педагогики невозможно без органичного включения осмысленного опыта прежних поколений, так как он позволяет более глубоко и всесторонне понять проблему и позволяет яснее осознать ошибки родителей в воспитании современных детей. Многие методы и подходы, которые необходимо применять при воспитании ребенка Индиго (а также любого другого ребенка), — это, к сожалению, наше забытое прошлое!

    Особый интерес в этом отношении представляет восемнадцатый век, ставший эпохой Возрождения в сфере образования, поиска и реализации новых идей в воспитании. В это время появилось множество идей, в которых выражалось стремление посредством воспитания и образования сделать личность свободной, обновить духовную природу человека и превратить педагогику в самостоятельную область исследований. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса и были созданы современные той эпохе теории социального воспитания. Наибольший интерес в педагогическом наследии XVIII века представляет разработка вопросов умственного развития — «образования разума». Главной была ориентация на повышение познавательной активности учащихся — и не только в процессе обучения, но и во внеучебной деятельности.

    Проблема цели и задачи воспитания детей была отражена в трудах многих педагогов прошлого. Ян Коменский видел цель воспитания в подготовке к настоящей и будущей (посмертной) жизни и стремился «путем просвещения исправить человеческие пороки». У Джона Локка целью воспитания была «подготовка джентльмена и делового человека». А Жан Жак Руссо ставил перед обществом и семьей задачу формирования у детей общечеловеческих качеств. Формирование личности ребенка рассматривалось ими как непрерывный процесс, проходящий не только в специально отведенное время, но постоянно и во всех видах деятельности. Российские просветители второй половины XVIII века предвосхитили развитие ряда других актуальных для становления педагогической науки направлений. Они формулировали цель воспитания несколько иначе: «Образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (Н. И. Новиков).

    Именно воспитание должно было быть способным «переделать любого человека независимо от его сословной принадлежности». Основой воспитания являлось формирование высокообразованного, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового человека, который своей активной деятельностью будет содействовать развитию государства. Такой новый педагогический подход был ориентирован на развитие личности, постигающей окружающую действительность как целостный мир и одновременно часть множества иных миров.
    Влиянию среды на формирование личности отводилось значительная роль. Просветители указывали на обстоятельства, «не составляющие самого воспитания», но «имеющие превеликое влияние в образовании детей». В частности, многие из них очень подробно описывали такие обстоятельствах семейного воспитания, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие: образ жизни родителей, домашний быт, взаимоотношения детей с родителями и личные качества воспитателей. Конечно, очень многое зависело от состоятельности семьи и ее духовной направленности, что обусловливало цели и задачи домашнего образования и воспитания и требования к самому педагогу. В 1834 г. в России Министерством народного просвещения был издан даже указ об учреждении «домашних наставников и домашних учителей», позволяющий им воспитывать и обучать детей в качестве педагогов и гувернеров в домашних условиях и в частных пансионах.

    «Воспитание есть весьма запутанное, трудное дело. Единое воспитание есть подлинный творец добрых нравов», — писал Н. И. Новиков. Именно при таком подходе считалось, что можно сформировать главные условия для развития нужных качеств человека. «Образовать сердца детей — значит устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро...» (Н. И. Новиков). Просветители постоянно напоминают об органическом единстве обучения и воспитания, о необходимости согласования друг с другом.

    Все российские просветители второй половины XVIII века были сторонниками гражданственного воспитания, но семье они отводили основную роль в этом процессе. Считалось, что хорошее воспитание дети получали, прежде всего, в кругу семьи. В дворянских семьях исходили из того, что воспитание детей — это высшая обязанность родителей, и особое место в воспитании детей отводилось матери, истинное назначение которой было «заботиться о телесном и душевном состоянии ребенка». В основе успешного семейного воспитания ставилась необходимость соблюдения следующих условий: авторитет родителей; гуманистические межличностные отношения в семье; единство требований родителей к детям; режим жизни, распорядок семейного уклада; педагогическое образование родителей и их просвещенность.

    Детям с детства прививали определенный образ мыслей и воспитывали сословную гордость, но первыми воспитателями детей высших сословий были все же крепостные «мамки» или «дядьки».
    Затем к воспитанию приступали гувернантки и гувернеры, обучавшие молодых отпрысков иностранным языкам и другим предметам. Особое внимание уделялось воспитанию уважения к отцу и матери, обязанности помогать своим родным, близким; развитию чувства великодушия, благодарности и сострадания. Детям стремились дать не только образование, но и хорошее воспитание, сделать из них «благовоспитанных» людей, поэтому правила светского этикета им прививали с детства. Эти правила распространялись на все стороны жизни: на семейное отношение, на поведение в обществе, умение вести себя прилично в разных ситуациях и даже умение писать письма. Речь детей была показателем им умственного развития. Именно речевая среда, окружающая ребенка, оказывала большое влияние на его воспитание и формировала условия для его первоначального образования. Считалось, что «грубый язык, пошлые выражения и разговоры» порождают соответственное им поведение, что отражалось в поговорке: «Дурные слова развращают добрые нравы». Правила хорошего тона предписывали избегать гнева, праздности, безнравственных разговоров, грубых выражений, так как «все это показывало невежество, жестокость, дурное воспитание, оскверняло человека и делало его поведение недостойным».

    Большое внимание в дворянских семьях уделяли умственному развитию ребенка. В те времена было распространено мнение, что нельзя начинать учение слишком рано, так как большие нагрузки могли повлиять на неокрепший детский ум.
    Немало времени посвящалось физическому развитию ребенка: детей учили фехтованию, плаванию и верховой езде, гимнастике и танцам, которые способствовали развитию силы и гибкости тела ребенка. Воспитание детей трактовалось как комплексное воздействие посредством примеров и упражнений, которые должны быть «соединяемы».

    В дворянских семьях был особый подход к системе наказаний. Считалось, что наказание ребенка должно соизмеряться с силами, природой ребенка и не должно превышать его психическое и физическое развитие. Однако именно нравственное наказание считалось наиболее важным, и только тогда, когда оно не давало своих результатов, допускалось физическое наказание, но оно также должно было быть соразмерно с силами тела, с его способностью к перенесению наказания. Недопустимым было пугать ребенка вымышленными чудовищами, темнотой, склоняя его к суевериям. Это могло навредить психике ребенка.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *