Категория: Полезно

Дисциплина и свобода выбора




  • Не нравится
  • 0
  • Нравится





  • Дисциплина и свобода выбораНовая концепция воспитания детей требует от родителей не столько приказов с позиции «здравого смысла», сколько в первую очередь требований, в основе которых лежит забота родителя о благополучии ребенка. Дети хотят, чтобы им не приказывали, а объясняли, что для них безопасно и что им нужно делать для того, чтобы мама была довольна!

    Ребенок, даже самый послушный, не всегда делает то, что нужно. Для любых детей дисциплина является необходимой, но особый склад личности Индиго требует особой методики воспитания. По мнению психологов, хотя психотропные препараты и производят определенный положительный эффект, способствующий изменению характера поведения ребенка в школе, но дома чаще всего все остается на своих местах. Одними лекарствами проблему дисциплины гиперактивных детей Индиго не решить!

    Одной из самых главных ошибок родителей ребенка Индиго является попытка их подавления и жестокий контроль: куда ты собираешься? зачем тебе это нужно?! он (она) тебе не пара. С другой стороны, когда родители позволяют ребенку вести себя как ему заблагорассудится, тоже ничего хорошего не делают для своего необыкновенного отпрыска. Определяя для детей Индиго границы дозволенного поведения, подходите к этому вопросу творчески.

    Когда у него есть четко установленные правила, он со временем приобретет навыки самоконтроля, необходимые для мирного сосуществования как дома, так и в школе. Быть строгим, но справедливым — это необходимое условие воспитания детей. Индиго прекрасно знают сами, что допустимо для них. Мальчик пяти лет в одной из телепередач, посвященных Индиго, очень четко объяснил условия справедливых требований к дисциплине. Хитро улыбаясь, он сказал, что родители вправе наказывать детей, когда после нескольких предупреждений они продолжают «ходить на головах» и переворачивают в комнате все вверх дном!

    Дети Индиго превосходно себя чувствуют, когда для них установлены четкие границы дозволенного, но поощряется самостоятельность. Это означает, что, с одной стороны, границы, устанавливаемые взрослыми, должны быть очень конкретными, а с другой стороны, — достаточно гибкими, чтобы в любой момент, не сдавая своих позиций, можно было их изменить и определить новые в соответствии с конкретной ситуацией.

    Натура у Индиго подвижная, и характер творческий, поэтому они очень любят экспериментировать, в том числе и с вашими установками, проверяя вашу стойкость и непоколебимость. Прежде чем вы начнете выдвигать свои требования, подумайте о возрастных и психических особенностях ребенка и его эмоциональном состоянии. Нажимать на «педали требований» можно только в соответствии с уровнем развития его сознания. Если вы свои требования предъявите к ребенку эмоционально-теплым тоном и доступными пониманию ребенка словами, то вы сможете добиться от него желаемого гораздо быстрее. Постарайтесь стать для ребенка другом и позвольте ему самому устанавливать границы, а не наоборот. Он будет только рад этому. Тогда, даже если вы отсутствуете, ребенок сможет сам определить для себя запреты и дозволенность. Он не будет ждать момента, когда вы уйдете, чтобы сделать то, что ему действительно хочется. Ребенку должна быть позволена некоторая степень безответственности, при этом следует обращать его внимание на естественные и логичные последствия его поступков. Обсуждайте с ребенком различные вопросы и позволяйте ему иметь свое мнение.

    Было бы неплохо, если бы родители взяли себе за правило устанавливать как можно меньше правил и в своем воспитании больше руководствовались принципами. Если у ребенка Индиго есть понимание нравственных ценностей и принципов, то он обязательно сам найдет наилучший способ решения ситуации. Отчитывая провинившееся дитя, мы часто употребляем те же самые слова, какие нам говорили родители пятьдесят лет тому назад! Категорическое «нельзя» подавляет творческое начало детей и не дает им возможности самовыражения, а ведь «запретный плод всегда сладок!». Дети не хотят признавать себя виновными, а лучшая защита — это нападение!

    Заняв оборонительную позицию, они начинают огрызаться, дерзить. Часто, услышав слова типа «божье наказание», дети начинают сами винить себя во всем происходящем. Причем многие мамы все это сопровождают возгласами: «Да за какие это мне грехи? За что мне все это?!» Дети, которых часто стыдят или заставляют почувствовать себя виноватыми за то, что они были просто самими собой, начинают лгать, притворяясь, что принимают ваш выбор!

    Ребенок Индиго не станет прятаться в ванную, страшась наказания. Если взрослые действуют и разговаривают с позиции силы, то он начинает думать, что ему в семье не рады, что его никто не любит и он действительно доставляет своим родителям одни неприятности. Чтобы больше не огорчать любимую маму, ему проще убежать из дому и даже сделать попытку уйти из жизни. Резкие и грубые слова наносят огромный ущерб детям в эмоциональном плане и мешают выработке психологических навыков общения в любой среде.

    Взрослые для детей — первый образец подражания, и они ожидают от своих родителей в первую очередь поддержки, а не слов типа «А вот соседская Катенька... и т. д.». Если вы хотите привести своему ребенку положительный пример, никогда не сравнивайте его с другими детьми! Такое сравнение только вызовет отрицательные эмоции по отношению к этому ни в чем не повинному ребенку: чувство зависти и ненависти за то, что ее мама больше любит эту чужую Катю. Подобное отношение воспринимается детьми очень болезненно и способствует формированию неадекватных реакций.

    В любых своих действиях, даже самых негативных, дети хотят найти у вас понимание, ведь они сами прекрасно осознают, что плохо поступают. Когда вы обращаетесь к ребенку с требованием изменить свое поведение, используйте лучше примеры из своей жизни и объясните ему, что так будет для него только лучше. Ребенок на такие требования отвечает совершенно другой реакцией: он будет стремиться стать лучше, поскольку обязательно поймет, что его любят в семье и его окружает мир, который ждет от него только самого лучшего. Такое отношение поддерживает в ребенке веру в себя, стимулирует развитие творческих способностей к учебе. Такая дисциплина с любовью будет только способствовать развитию духовных интересов ребенка.

    Если дисциплина основана на логичном, реальном обосновании причин и следствий поступка, то она действительно будет способствовать воспитанию ребенка. Благодаря такому подходу он обязательно поймет, что сделал неправильно и необходимо самому исправить то, что сделал не так, сохраняя при этом чувство собственного достоинства. Такой метод научит ребенка Индиго самому управлять своей жизнью, принимать решения и нести за них ответственность. Все дети нуждаются именно в такой дисциплине и хотят от своих родителей именно такого руководства.

    Глубоко в душе многие родители боятся, что если они будут ограничивать своих детей, то дети перестанут их любить. Чтобы заслужить благосклонность ребенка, они часто чрезмерно балуют его или же делают непоправимую ошибку, суля ему деньги за хорошее поведение или оценку в школе! Умный ребенок быстро поймет свою выгоду и начнет манипулировать родителями в своих интересах. Такое злоупотребление слабостью родителей приводит к тому, что ребенок привыкает притворяться, обманывать только для того, чтобы получить долгожданную конфетку. С такими шустрыми детьми, как Индиго, родителям не следует терять своей бдительности и нужно все время держать свои отношения с ними под контролем. Найдите в них свою золотую середину, и самым большим сюрпризом для вас окажется то, что, поняв ваши благие намерения, ребенок станет вас больше уважать вас за ту проницательность и мудрость, благодаря которой его энергия Индиго не подвергается насилию.

    Да, ребенок Индиго часто бывает совершенно неуправляемым, а причина одна: вы утратили контроль над ним. До революции воспитание детей происходило чаще всего с помощью розги, затем наступило время родительского ремня, вызова ученика на совет школы и даже исключения из пионеров, что для ребенка советского времени могло стать настоящей трагедией, последствия которой сопровождали его в течение многих лет взрослой жизни.

    Наказывать раньше ребенка было гораздо проще. Сегодня исключением из школы мало кого напугаешь, тем более в случае, если ребенок, ходит в платную гимназию! Современный ребенок прекрасно осознает свои права: если его ударили, то этим ущемили его человеческое достоинство. Да и как можно наказывать человека, который прав в желании отстаивать свои права? Редко такое наказание исправляет детей — оно только порождает страх, обиду, гнев и пролонгирует конфликт. Дети часто считают, что их наказали несправедливо жестоко. В этом случае они будут молча восставать и искать лазейки.

    Ваши действия, проникнутые заботой и намерением понять и посочувствовать ребенку в том, что он, изначально не поняв ситуацию, поступает плохо, сделают гораздо больше, чем самые крутые меры. Если же наказание действительно необходимо, подойдите к нему творчески. Не стоит постоянно наказывать ребенка тем, что вы все время отправляете его в угол или же лишаете возможности поиграть на компьютере. В своих требованиях будьте последовательны! Говорите то, что вы думаете на самом деле, и всегда выполняйте свои обещания.

    Когда родители задают вопрос, что мне делать с моим ребенком, они хотят, чтобы их ребенок изменился. Но сама постановка такого вопроса означает желание заставить ребенка подчиниться. Если мы выражаем это словами в категоричной форме, это означает, что мы хотим подчинить их своей воле. Такой подход почти всегда приводит к лобовому столкновению, особенно это проявляется с детьми Индиго. Они, как и животные, могут ощущать ваш собственный страх утраты своего авторитета, скрывающийся за попыткой контролировать их. Дети обязательно будут восставать против этого желания одержать победу над ними любыми способами.

    Для детей всегда важен надежный тыл, так как все они в своих исследованиях окружающего мира стремятся к безопасности. Для Индиго это означает «зеленый свет» и подтверждение их права на выбор! По наблюдениям психологов, любые дети быстро решают поставленные перед ними самые сложные задачи, если взрослые относятся к их действиям с пониманием. Дать каждому ребенку простор для действия — это лучшее, что мы можем сделать для него и для себя. Доверяйте ему, и он станет тем, кому можно доверять. Доверие к ребенку, признание его права на независимость — основа здоровых взаимоотношений.
    Дети, которые уверены, что у них надежные тылы, смогут легче добиться взаимности и устойчивых отношений с другими. Эта уверенность в свою очередь рождает в них надежду на ближайшее будущее и веру в то, что в этом мире все же существуют определенный порядок и «правила игры», благодаря которым в жизни многого можно добиться. Когда взаимное доверие подорвано, нам приходится заново выстраивать свои взаимоотношения с ребенком.

    Свобода выбора является очень важным аспектом дисциплины. Если вы хотите, чтобы ваши дети осознанно делали правильный выбор, дайте им возможность сделать его несколько раз в одной и той же ситуации, при условии, конечно же, что это не угрожает жизни или здоровью вашего ребенка. Вполне возможно, что это решение будет не таким, как вы хотите, но если ребенок сам переживет реальные последствия каждой своей ошибки , то он быстрее поймет, что поступает неверно. Свобода очень важна для детей Индиго, но истинная свобода неотделима от ответственности за принятые решения. Этот выбор всегда должен соответствовать степени зрелости ребенка. То устремление, с каким они движутся к намеченной цели, достойно восхищения, но ведь оно может оказаться снежной лавиной, летящей прямо на вас!

    Еще одной большой ошибкой родителей являются их попытка «прогнуться» под детей или сделать все, лишь бы не нанести им психологическую травму. Но ведь и ущерб, наносимый детям за счет предоставления им неограниченной свободы в этом пока слишком сложном и огромном для них мире, чтобы дети могли справиться со своими проблемами без вашего руководства, может быть непоправимым. Самые сложные дети — это дети, воспитанные в обстановке вседозволенности. Если вы будете позволять ребенку управлять вашим поведением, значит, вы добровольно отказались от своей роли родителя. Рассматривая своих детей как равных себе с точки зрения духовности, следует отдавать себе отчет в том, что вы являетесь родителем, и, следовательно, первым человеком, кто несет ответственность за их жизнь. Пока дети малы, они не несут ответственности. У них нет средств и возможностей для обеспечения своих потребностей. Детям следует давать свободу выбора в том, что им доступно, в соответствии и с возрастом, и пониманием.

    Повесьте в комнате ребенка или личном уголке «Доску почета», где вы будет отмечать звездочками, шариками, цветочками разных цветов его поведение. Вырежьте из цветной бумаги эти знаки поощрения и наказания вместе с ребенком и обговорите, какой цвет или форма этих знаков будет соответствовать хорошему и плохому поведению. Ребенок, имея такое «наглядное пособие», сам сможет контролировать свое поведение. Не забывайте поощрять ребенка, если на «Доске» будет больше положительных знаков, чем плохих, и хвалите его за каждый видимый прогресс. Будьте последовательны в своих требованиях, даже если вы уже устали и «сегодня» не видите ощутимых результатов. В противном случае дети поймут, что им совершенно не требуется всегда следовать установленным правилам и их можно легко изменить. На изменение условий идите, только снова обсудив все с ребенком.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *