Категория: Для души

Iron maiden: железный стандарт




  • Не нравится
  • 0
  • Нравится





  • Iron maiden: железный стандартЭпоха компактов, в общем-то, мне по нраву (а эпоха МРЗ — тем более). Я не из тех, кто плачет по временам аналоговых записей и ламповых усилителей. Я люблю, когда звук чистый, даже если кто-то обвиняет цифровую технику в стерильности и выхолащивании музыки. Мне не нравится треск винила под иглой и шорох магнитной ленты. Сказать по чести, лишь в одном компакт проигрывает старой грампластинке — в размерах. Нет, конечно, хорошо, что он влезает в сумку или в карман, но старые конверты 30x30 были настоящим произведением искусства — иные хоть на стенку вешай (многие так и делали). Можно купить плакат, но плакат мне не нужен, хочется просто подержать диск в руках, почувствовать его благородную тяжесть, полюбоваться глянцевой обложкой. Теперь вместо картины в лучшем случае миниатюра. Не в лупу же её рассматривать. А порой музыканты там такие произведения искусства помещали — дух захватывало.
    Например, «Iron Maiden». Тем более что их музыке треск винила не помеха.
    Я не любитель тяжёлого металла. Помню, мне довелось жить в одной комнате с двумя первокурсниками-металлистами. Это было серьёзное испытание для моих нервов. Я как старший мог сказать слово — и музыка тотчас прекратилась бы, но я молчал: мне было интересно, что они в нём находят. В середине 90-х Пермь почему-то «подсела» на металл, года два это была просто эпидемия какая-то — все начали рядиться в драную джинсу и повязывать головы пиратскими банданами (в то время это было уже можно — тогда властям стало не до молодёжи). Вот и эти два вчерашних школьника слушали только хэви-метал и группу «Кино». Моя фонотека их мало интересовала. И только когда я включал «Iron Maiden», ребята быстро делали умные лица, задумчиво внимали и уважительно кивали. Они играли на гитарах, ходили на металлические тусовки и мечтали о собственной группе. У них довольно сносно получалось «снимать» «Slayer», «Metallica», «Sepultura», «Чёрный кофе» и «Коррозию металла». Но сыграть что-нибудь из репертуара «Мэйден» они даже НЕ ПЫТАЛИСЬ. Думаю, для них это было просто физически невозможно. И пускай музыка служила камнем преткновения («Кино» не в счёт), и мы могли сколько угодно спорить о стилях и направлениях, но, как только речь заходила об «Iron Maiden», все споры прекращались как по волшебству. Эта группа стала для меня своеобразным мостиком, нейтральной территорией, где представители двух поколений неизменно зарывали топор войны и выкуривали трубку мира. Уже за одно это можно смело ставить ей памятник.

    Группу создал в 1976 году в Лондоне бас-гитарист Стив Харрис. Они играли хард-рок, мрачный и напористый, а название позаимствовали у средневекового орудия пытки — «железной девы». Британия в те годы переживала странные времена. Панк фактически уничтожил «тяжёлую» сцену, а «новая волна» сформировала свою эстетику, которая, к сожалению, тоже быстро выродилась: музыка поколения яппи, тэтче-ризма и рейганомики была отвязной, танцевальной и большей частью — совершенно бездумной. «Динозавры» тяжёлого рока в лице «Led Zeppelin», «Deep Purple» и других пребывали в спячке. Но именно в это время Объединенное Королевство стало колыбелью целой плеяды молодых групп, получившей название «новой волны британского хеви-метал» («New Wave Of British Heavy Metal»). Надо сказать, «Iron Maiden» предложили слушателю весьма неординарную музыку и невольно оказались в авангарде движения вместе с «Motorhead», «Venom» и «Saxon», играя жёстче и мощнее, чем самые смелые их предшественники. Они быстро отошли от всякого блюза, сдвоили гитары, выдвинули на передний план вокал и бас...
    Наверняка на них повлиял и панк-рок, откуда пришли скорость и забой. Первые годы, как и полагается, не принесли группе ничего, кроме знакомства с диджеем Нилом Кеем, и только в 1980 году у группы выходит успешный сингл «Running Free» и альбом «Iron Maiden». Co второго альбома в составе появляется сильный гитарист Адриан Смит. Внезапный уход вокалиста едва не погубил группу, но в итоге обернулся триумфом: пришедший ему на смену Брюс Диккинсон по прозвищу Сирена оказался куда более интересным и как певец, и как личность.

    Очень скоро «Iron Maiden» стали невероятно популярными среди поклонников хэви-метал. Третий альбом, «The Number Of The Beast» («Число Зверя»), открыл новый этап в эволюции не только группы, но и всего стиля. С этого диска взлёт «Железных дев» становится неудержимым. Каждая новая программа становилась лучше предыдущей. Этому способствовали не только записи, но и долгие масштабные гастроли, и яркие концертные шоу с пиротехникой и светом, где не последнее место занимал талисман группы — кукла Эдди, впервые появившийся на обложке сингла «Sanctuary» над обезглавленным телом Маргарет Тэтчер (британский премьер заслужила такую немилость тем, что прилюдно сорвала плакат «Iron Maiden» - две «железные леди» явно не поделили титул). Немалую роль в создании облика группы сыграл художник Дерек Риггс, на протяжении почти десяти лет оформлявший и диски, и всю атрибутику: плакаты, постеры, майки и сценические декорации.

    Сам я пришёл к музыке «Iron Maiden» забавным путём: я её буквально вычислил. В то время мне нравилась группа «Rainbow» Ричи Блэкмора, и я безуспешно искал что-нибудь ещё в этом стиле. Ничего из найденного меня не устроило, пришлось идти от противного. Продюсером «Rainbow» был Мартин Бёрч. Я решил узнать, с кем он ещё работал, и наткнулся на «Iron Maiden». Это было стопроцентное попадание! (В сущности, группа играла никакой не металл, а мощный мелодичный хард-рок, чем меня и привлекла.) И если первые альбомы были просто интересны, а где-то с диска «The Number Of The Beast» — откровенно хороши, то с альбома «Powerslave» — экстремально великолепны. Но больше всего — и тогда и сейчас — я обожаю диск «Somewhere in Time». Если у любителей хард-рока, как у альпинистов, существуют вершины, покорение которых считается обязательной программой, то «Somewhere in Time» — именно такая вершина. После долгой работы на «сухом» гитарном звуке группа решила поэкспериментировать с синтезатором, только это был не клавишный, а гитарный синтезатор, позволяющий как угодно играть со звуком, что не замедлило сказаться на общей картине.

    Размеренное начало быстро срывается в реактивный хард-н-хэви «Caught Somewhere In Time». Синтезаторов покамест не слышно, а вот гитарная спарка — Дэйв Мюррей и Адриан Смит — играет потрясающе, да и голос Диккинсона хорош, как никогда. (Я вообще глубоко убеждён, что если и есть в мире идеальный хард-роковый вокалист, то это Диккинсон.) Вслед за титульной песней без передышки идут ещё два «боевика»: «Wasted Years», безошибочно выбранная для первого сингла, и такая же яркая «Sea Of Madness», где правят бал ударные и «гвоздящий» бас Харриса. Когда я впервые слушал этот диск, помню, я даже сделал паузу после этих трёх песен, настолько сильное впечатление они на меня произвели. «Heaven Can Wait» — очень быстрая вещь, вокал Брюса здесь похож на речитатив, и даже в припеве ему нет возможности развернуться, но песня всё равно хороша, особенно то место, где темп замедляется и начинается стадионная «кричалка». Немудрено, что «Небеса могут подождать» стала гвоздём концертной программы «Мэйденов»: поорать вместе с Брюсом на сцену выбегала целая толпа фанатов. Вообще на этом диске что ни песня, то шедевр, выделять их можно по стилю, по продолжительности, но никак не по качеству.

    В открывающей вторую сторону пластинки «The Loneliness Of The Long Distance Runner» музыканты тоже «долго запрягают, но быстро едут», и пускай гитарные партии здесь несколько прямолинейны, зато у барабанщика Нико МакБрайна просто праздник какой-то. Порой кажется, что спой Диккинсон эту песню под аккомпанемент баса и барабана — эффект был бы тот же. Следующая песня, «Stranger In A Strange Land», написанная по мотивам культового фантастического романа Роберта Хайнлайна, стала вторым хит-синглом из этого альбома (обращение к классике литературы и кино вообще характерно для лирики «Iron Maiden»: так, песня «То Tame A Land» написана по мотивам фантастического романа «Дюна» Фрэнка Херберта, «Murders In The Rue Morgue» создана по рассказу Эдгара По, а в основе «The Trooper» лежат события Крымской военной кампании XIX века).
    Звучание ещё больше облегчено по сравнению с предыдущими песнями, в нём нетипично много воздуха, пространства, а на «подложке» слышен тот самый синтезатор. Лёгкое, почти джаз-роковое гитарное соло в середине песни — одно из красивейших на этом альбоме. Мало кому из металлистов удавалось смягчить звучание и этим добавить себе популярности, для такого шага нужна недюжинная смелость. О песне «Deja vu» надо сказать особо: в этой вещи таится призрак потрясающего «медляка», который группа могла бы написать, если бы почаще исполняла медленные вещи. Однако для баллад существуют такие люди, как «Scorpions», и в итоге получился очередной эпический боевик, по стилистике похожий на «Black Sabbath», и даже голос Диккинсона звучит совсем как у Оззи. Венчает диск «Alexander The Great», куда музыканты умудрились втиснуть сюжет, достойный учебника по истории Древнего мира. (Впрочем, иметь дело с крупной формой им было не впервой: на диске «Powerslave» они положили на ритмы хэви-метал старинную поэму Самюэля Кольриджа «Баллада о старом мореходе».)

    Сильнейший диск, даже для «Мэйденов». Не проходите мимо него, даже если вы не любитель «тяжёлой» музыки. Его можно слушать сколько угодно — в нём столько находок, столько позитивной, настоящей «жёсткой» энергии, что он совершенно не надоедает. Темы тоже необычные, равно как и оформление обложки: вместо прежних мумий, чертей и прочих зомби — киборги и футуристический пейзаж в стиле фильма «Бегущий по лезвию». В то время это было невероятно свежо и оригинально. В период, когда «новая волна британского металла» шла на спад и сцену заполонили многочисленные подражатели, новая работа «Iron Maiden» была воспринята как возвращение короля. Материала было столько, что планировалось даже выпустить двойной альбом. С одной стороны, хорошо, что они этого не сделали — альбом и сегодня слушается на одном дыхании. (Была б моя воля, я бы снова сделал 45-минутный альбом мировым стандартом.) С другой стороны, все понимали, что группе необходима некоторая смена стиля. К тому же большинство песен для этого альбома сочинил гитарист Адриан Смит, а Диккинсон писал в то время полуакустические вещи, которые группа, подумав, забраковала.

    Следующий диск оказался ещё успешнее, но это был успех скорее коммерческий, чем творческий. Если смотреть с позиций сегодняшнего дня, видно, что уже тогда в группе назрели серьёзные разногласия. Вскоре ушёл Смит, а после и Диккинсон. Брюс вообще неординарная личность — в то время он не только был одним из лучших роковых вокалистов, но ещё вёл передачу на рацио и записывал сольный диск. Если добавить, что он ещё написал два успешных фантастических романа, профессионально летает вторым пилотом в коммерческой авиакомпании «Astreus» и является двукратным чемпионом Ноттингемпшира по фехтованию на саблях, точнее, на спортивных эспадонах (в 1992 году он даже участвовал в Олимпийских играх), становится ясно, что его просто не хватало на всё, да и в группе к нему в последнее время не очень-то прислушивались. «Железные девы» внезапно оказались в тупике. Неунывающий Харрис нашёл замену и гитаристу, и певцу, и художнику (Дерек Риггс тоже получил отставку), но это была хорошая мина при плохой игре: новый певец не спас положения. В те годы и продюсер Мартин Бёрч окончательно ушёл на покой (он уже давно не занимался музыкой, а с «Iron Maiden» работал из любви к искусству). Несколько лет они более-менее успешно гастролировали, но на дворе было уже новое десятилетие, в которое ветеранам хард-рока оказалось не так просто вписаться. Группа, которая гордилась тем, что за все двенадцать лет карьеры не выпустила ни единого сборника, в считаные годы наклепала их три или четыре. В 2000 году поклонники возликовали - в «Iron Maiden» вернулись Диккинсон и Смит, хотя, по мне всё главное эта группа уже сказала в 80-е.

    Пару лет назад я бродил по рынку и наткнулся на комплект пластинок «Iron Maiden», выпущенных в СССР по лицензии в середине 90-х, и скупил их все. Не ради звука старого винила (от которого, как я уже сказал, не фанатею), а ради глянцевых конвертов — фантастически ярких, полных выдумки обложек кисти Дерека Риггса. Все их альбомы у меня и так есть в плейере, а вот обложки даже на экране монитора не очень-то разглядишь, да и найти в Сети картинку с хорошим разрешением затруднительно. А между тем на обложке «Somewhere in Time» столько шарад и приколов, что фанаты до сих пор не устают их подсчитывать. Надписи на русском (!) языке: «Кефир» и «Меня рвет» — ещё не самые оригинальные. Надпись на иврите, например, — это имя Бога, которое запрещено произносить вслух и писать без специального разрешения главного раввина. Да, всё уходит в историю. Наверное, так и должно быть. Но Британии нужно что-то неизменное, культовое и постоянное, как лондонские кэбы, гольф и английская монархия. В одном ряду с этим стоят и «Iron Maiden».
    Кстати, недавно я встретил тех ребят, моих бывших соседей по комнате, тогдашних металлистов. Судьба распорядилась странно, с некоторой иронией: один работает микробиологом и слушает исключительно продвинутый new age, другой преподаёт в школе, а в свободное время играет в ресторане песни из репертуара Надежды Кадышевой. «А как же „Айрон Мэйден"?» — лукаво спросил я и увидел, как в их глазах запылал прежний огонь.
    «О!» — синхронно сказали они, сделали суровые лица и уважительно закивали.

    Дмитрий Скирюк

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *