Категория: Для души

«Апокалипсис сегодня»




  • Не нравится
  • +5
  • Нравится





  • «Апокалипсис сегодня»«Апокалипсис сегодня» — изумительно опасное предприятие. Это опера, это шекспировская драма и экранизация романа. Наглый взгляд на предмет, угрожающий расплатой, — афера, на которую не часто решаются независящие режиссеры. Очень реальный в момент своего возникновения и хранящий популярность в течение 20 лет, кинофильм описывает собой серию классных образов, раскрывающих неописуемо сложные темы. Каким же методом этот высокобюджетный классический кинофильм приобрел статус культового? Иные картины приобретают всеобщую популярность благодаря группе очень верных почитателей.

    Что все-таки касается кинофильма «Апокалипсис сегодня», то он отыскал определенный отзыв в американской поп-культуре. Даже история его съемок стала практически легендарной, так что о их в итоге был снят узнаваемый документальный кинофильм «Сердца тьмы» (1991). Потом культовый статус еще больше укрепился благодаря восторженному энтузиазму, сопровождавшему выход в свет полной версии. И у кинофильма возникла непрерывно возрастающая армия новых верных почитателей. Действие «Апокалипсиса», снятого по роману Джозефа Конрада «Сердце тьмы», перенесено приблизительно в 1969 год — самый разгар войны во Вьетнаме. Кинофильм начинается песней «The End» группы The Doors, которая сопровождает кадры ликвидации джунглей напалмом. Капитана воинской разведки США Бенджамина Уилларда (Мартин Шин) отправляют со специальным заданием в Сайгон.

    Предатель, полковник Уолтер Курц (Марлон Брандо), организовал свою свою армию, с которой ведет свою войну вне рамок официальных военных действий в Камбодже. Подчиненные почитают Курца как бога, а его деяния находятся «за гранью допустимого человеческого поведения», так что, как заявляет Уилларду генерал Корман (Джей Ди Спрэдлин), «его власти должен быть положен конец, сам он должен быть ликвидирован. С принятием всех мер безопасности». Уиллард должен найти Курца, отправившись с несколькими бойцами вверх по течению реки, а потом уничтожить его. Уилларду дают большое досье на полковника, и во время путешествия на катере он изучает его биографию. По дороге Уиллард видит многое, что принуждает его понять сумашествие и кошмар вьетнамской войны. Знаменательная вертолетная атака — может быть, лучшие 15 либо 20 мин., когда-либо снятых на пленку.
    Крайняя жестокость, показанная в отношении вьетнамских рыболовов в катере, напоминает об убийстве мирных жителей в Сонгми.

    Самая современная армия не способна одолеть людей, вооруженных глубокой верой в собственной правоте, и ни одна армия не может одолеть неприятеля, который целиком и полностью её осознает.
    [«Трактат о военном искусстве» Сунь-цзы]

    Что различает «Апокалипсис» от остальных замечательных кинофильмов о вьетнамской войне («Цельнометаллическая оболочка», 1987; «Парни из Команды С», 1978; «Взвод», 1986) — это та достоверность, с которой передана атмосфера военных операций. И достигается она не реалистичностью изображения, а методом сотворения сюрреалистической атмосферы, которая передает сюрреализм самих событий, — подобно тому, как сумашествие колониального авантюризма было передано в романе «Сердце тьмы». Кошмар и ужас происходящего скрывается не в джунглях, а в американской культуре.

    Благодаря этому кинофильм сразу очень прекрасен и жуток, сюрреалистичен и достоверен. Эти массивные свойства, которые в обыкновенной ситуации мешали бы друг другу, тут тонко сбалансированы, и в этом заключается мастерство Копполы. И это достойная причина, чтоб потратить на кинофильм более 2-ух часов. А то событие, что в кинофильме нет ясности и четкой цели — частей, отсутствием которых характеризуется и война как таковая, — делает его лишь лучше. На 1-ый план совместно с безумием войны выходит мысль погружения в сумашествие. Вначале Уиллард видит смысл в убийстве Курца, но, встретившись с кошмарами вьетнамской войны, начинает понимать Курца и фактически сам преобразуется в него. Актерская игра безупречна. Я знаю, о чем вы помыслили... Брандо, изображающий маниакального эгоцентрика и ненормального? Вот именно! Деннис Хоппер, играющий персонажа, сошедшего с ума? Он, несомненно, нашел ключ к этому образу.

    Образ Курца сложным методом сплетается с личностью Брандо. А Деннис Хоппер не просто фоторепортер и не просто грязный подхалим — он сумасшедший фигляр. Осторожная игра Мартина Шина отлично отражает душевное расстройство капитана Уилларда, и его закадровые монологи не кажутся набившими оскомину либо унылыми. Для такового человека, как он, естественно испытывать те открытия, которые он испытывает и в которых проявляется его расположение к Курцу. Уилларду уже случалось совершать «убийства» по указанию правительства, и он тоже, своего рода, жертва войны. Он жив, но как будто бы растерял душу, он потерял мечты на будущее восстановление обычной жизни, в особенности из-за расставания с супругой, в котором обвиняет самого себя. Живое участие и сочувствие растут в Уилларде по мере того, как он все более выясняет о Курце.

    Само путешествие Уилларда вверх по реке становится нужным преддверием его личной встречи с Курцем. Плывя вверх по течению и оставляя за спиной все более страшных, ужастных сцен, Уиллард начинает сопоставлять себя с Курцем. Их взаимопонимание растет по мере того, как Курц видит в Уилларде своего потенциального убийцу и оценивает его в этой роли. Роберт Дюваль возникает в одной из самых захватывающих сцен в истории кино в роли полковника Килгора. Если вообщем можно говорить о «культовой актерской игре», то это именно она. Именитые кадры, когда он включает «Полет валькирий» Вагнера во время вертолетного налета, — бессмертный кинокадр. То же самое правильно и в отношении его ужасного высказывания: «Я люблю запах напалма по утрам... Он пахнет... победой».

    Когда Килгор, любящий заниматься серфингом, захватывает вьетнамскую воинскую базу, поставленную на морском берегу, и объясняет, что «вьетнамцы равнодушны к серфингу», это смотрится гламурной иллюстрацией уверенности американцев, что вьетнамцы недостойны своей страны и не понимают её. И схожий ход мыслей оправдывает «разрушение во имя сохранения». Дополнительная сцена с ролью полковника Килгора, попавшая в полную версию «Апокалипсиса», на самом деле лишь рассеивает злодейскую загадочность этого человека. Уолтер Марч, редактор кинофильма, вернул недостающие 49 мин. для выхода в свет полной версии в 2001 году. Он частенько работал с Копполой и на тот момент уже перемонтировал «Крестного отца I» и «Крестного отца II», чтоб создать одну хронологию.

    Самым значимым изменением в новой версии кинофильма стало дополнение «сцены на французской плантации», длинной и очень непонятной интерлюдии, которая описывает собой последнюю остановку капитана Уилларда и его команды перед рандеву с полковником Курцем. Коппола и Марч удалили эту сцену из конечной версии кинофильма, так как им почудилось, как будто она необоснованно притормаживает рассказ, уже близкое к финалу: и они были правы. Тень фиаско, которую потерпели французы, отбрасывает призрак и на судьбу Америки, также служит иллюстрацией высокомерия, с которым она отказалась от этого предостерегающего примера. Но эта сцена смотрится чересчур поучительной, она иллюстрирует погасшие французские мечты на господство во Вьетнаме и выделяет тему колониального безумия из книги «Сердце тьмы». Остальные изменения незначительны и поверхностны. Эпизод с ролью девочек-зайчиков из «Плейбоя» безо всякой необходимости развернут до размеров целой сторонней сюжетной полосы.

    Новая сцена, в которой Курц читает Уилларду журнал «Тайм», может быть, и выделяет еще раз темную прозорливость Курца, но все таки она только углубляет тему, уже разработанную в остальных частях кинофильма. «Сердца тьмы», документальный кинофильм, снятый супругой Копполы о съемках кинофильма «Апокалипсис сегодня», сам по себе может считаться культовым. Правдивость изображения и яркость образов не часто создают такое живое и удачное сочетание, как тут. Сам процесс съемок представлял собой необыкновенное предприятие. Нескончаемые трудности, включая циклон, который разломал огромную часть декораций на съемочной площадке, проблемы в отношениях с властями Филиппин, где снимался кинофильм, также личные трудности актеров и участников съемочной команды резко увеличили затраты на съемочный процесс, а сами съемки с запланированных 6 недель растянулись на шестнадцать месяцев. Сначала капитана Уилларда должен был играть Харви Кейтель. Съемки шли уже 6 недель, когда Коппола заменил его другим актером. Через восемь месяцев после начала съемок у Мартина Шина случился сердечный приступ, чуть не стоивший ему жизни. Сам Коппола к концу работы над кинофильмом был практически совсем истощен физически, финансово и душевно.

    Неослабевающий энтузиазм к «Апокалипсису сегодня» обосновывает его мощную соблазнительность и его культовый статус, по крайней мере в определенной среде. Полная версия кинофильма еще шире открывает отдельные темы. И сам по себе неплохой документальный кинофильм «Сердца тьмы» описывает собой, по наименьшей мере, существенное добавление к «Апокалипсису».

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *