Категория: Персоналии

Уильям Шекспир




  • Не нравится
  • +26
  • Нравится





  • Уильям Шекспир

    Уильям Шекспир
    Личность в истории

    В период правления Елизаветы I (1558—1603) Англия вступила в свой золотой век. В культуре этот период ознаменован появлением ярчайшей звезды литературного и театрального мира — поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Он во многом определил дальнейшую судьбу мирового театрального искусства. Каждое поколение находит в его пьесах новый смысл. Творчество Шекспира стало неиссякаемым источником вдохновения для выдающихся актеров, режиссеров, художников, композиторов и писателей. Несмотря на всемирную известность, Шекспир остается одной из самых таинственных фигур в истории литературы. Споры о личности автора бессмертных творений продолжаются и по сей день.

    Хронология
    ----------------------------------------------------------
    1337 Haчaло Столетней войны
    XVI век Маттео Банделло пишет новеллу «Ромео и Джульетта»
    1558 На английский трон восходит королева Елизавета I
    1564 Рождение Уильяма Шекспира
    1568 Джон Шекспир занимает должность бейлифа
    1571 Уильям поступает в школу
    1576 В Лондоне открывается первый публичный театр
    1577 Начало финансовых затруднений Джона Шекспира
    1582 Шекспир женится на Энн Хетеуэй
    Ок. 1588 Шекспир переезжает в Лондон
    Ок. 1592 Шекспир пишет пьесу «Генрих VI»
    1593 Лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы
    Граф Саутгемптон становится покровителем Шекспира
    1594 Шекспир становится пайщиком театральной труппы «слуги лорда-камергера»
    1595 Шекспир пишет трагедию «Ромео и Джульетта»
    1596 В возрасте 11 -ти лет умирает единственный сын Шекспира, Гамнет. Шекспир пишет пьесу «Король Иоанн»
    1597 Шекспир покупает дом Нью-Плейс в Стратфорде
    1599 Шекспир становится пайщиком театра «Глобус»
    Ок. 1600 Шекспир пишет трагедию «Гамлет»
    1603 Смерть королевы Елизаветы I
    1605 Придворное представление комедии «Венецианский купец»
    1611 Придворное представление трагикомедии «Буря»
    1616 Смерть Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне
    1623 Выходит в свет первое собрание пьес Шекспира (так называемое фолио)
    1734 Вольтер пропагандирует творчество Шекспира во Франции
    1916 Первая известная экранизация трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
    1964 Г. Козинцев снимает фильм «Гамлет» с И.Смоктуновским в главной роли
    ---------------------------------------------------------------------------

    Загадки биографии.
    В конце XVI века в Англии зародилось новое искусство, впоследствии названное елизаветинским (или шекспировским) театром. Пьесы Уильяма Шекспира известны во всем мире, тогда как его жизнь покрыта непроницаемой завесой тайны. Скудость фактов, известных о выдающемся литераторе, заставляет сомневаться в том, существовал ли вообще когда-нибудь драматург и поэт по имени «Уильям Шекспир».

    Детство гения.
    В ста шестидесяти километрах от Лондона расположился провинциальный городок Стратфорд-на-Эйвоне. В книге местной церкви Святой Троицы сохранилась запись от 26 апреля 1564 года о крещении новорожденного сына Джона Шекспира. В то время младенцев крестили на третий день после появления на свет, поэтому 23 апреля 1564 года считается вероятной датой рождения Уильяма Шекспира.
    Стратфорд-на-Эйвоне во второй половине XVI века был процветающим торговым городом. Несколько раз в год здесь проходили ярмарки, куда стекались торговцы и ремесленники со всей округи. В год, когда Шекспир появился на свет, Стратфорд поразила эпидемия чумы, погубившая 200 человек — 15% населения города. В то время «черная смерть» была частой гостьей в Англии и Европе. К счастью, чума обошла дом новорожденного гения.

    Семья Шекспира.
    Джон Шекспир был преуспевающим коммерсантом. Родившийся в семье фермера-арендатора, он стал перчаточником, затем занялся торговлей, выгодно женился и расширил свое предприятие. Мать Шекспира, Мэри Арден, происходила из старинного зажиточного рода. К моменту рождения Уильяма Джон был избран олдерменом (членом городского совета), а спустя четыре года занял самую высокую выборную должность — бейлифа Стратфорда. Уважаемый торговец Джон Шекспир был отцом восьмерых детей.
    Провинциальный Стратфорд не был чужд культурным событиям. Известно, что между 1569 и 1579 годами в город часто приезжали лондонские актеры:
    труппы лорда Стаффорда, графа Эссекса и графа Лестера во главе со знаменитым в то время актером и режиссером Джеймсом Бербеджем. По традиции гастролеров принимали самые богатые и влиятельные горожане, в том числе и Джон Шекспир. Так, молодой Уильям мог наслаждаться не только актерской игрой, но и непринужденной беседой с приезжими знаменитостями. В 1575 году королева Елизавета I посетила расположенный неподалеку от Стратфорда замок Кенильворт. По словам биографов, 11-летний Шекспир сумел проникнуть на королевский прием, присоединившись к труппе приглашенных актеров.

    Школьные годы.
    В 7 лет Шекспир пошел в так называемую «грамматическую» {то есть среднюю) школу. Уроки в то время длились 10—12 часов в день, а школьная неделя продолжалась с понедельника по субботу. Основным предметом в школе была латынь, в старших классах добавлялись логика, риторика и греческий язык. В качестве учебных пособий служили произведения Овидия, Вергилия, Ювенала, Цицерона. Исследователи утверждают, что на будущего драматурга огромное влияние оказали «Метаморфозы» Овидия, прочитанные им в школьном возрасте. Вероятно, обладающий незаурядным дарованием Шекспир увлекался классической литературой, хотя и этот, и многие другие факты не имеют документального подтверждения.
    Когда Уильяму исполнилось 13 лет, коммерческая удача отвернулась от Джона Шекспира. Финансовое положение Шекспиров настолько ухудшилось, что отцу семейства пришлось продавать приданое своей жены, земельные угодья. Вероятно, что именно материальные затруднения не позволили Уильяму получить достойное образование. Покинув школу в 14 лет, будущий драматург нигде больше не учился. О причинах стремительного разорения семьи ничего не известно. По одной из версий, католик Джон Шекспир стал жертвой интриг местных протестантов, приобретших во время правления Елизаветы I большой политический вес.

    Ранний брак
    Принято считать, что, столкнувшись с необходимостью зарабатывать на жизнь, Уильям покинул школу и стал подмастерьем у Джона Шекспира или у другого торговца кожей. В произведениях Шекспира рассыпано множество специфических подробностей, известных лишь профессиональному кожевнику. К ранним заботам о хлебе насущном вскоре добавились новые обязанности. В 1582 году, не достигнув совершеннолетия, 18-летний Уильям неожиданно для всех женился.
    Брачные документы, наряду с несколькими финансовыми актами, парой судебных отчетов и завещанием, составляют тот на редкость узкий круг письменных свидетельств, что проливает некоторый свет на частную жизнь Шекспира.
    После записи о крещении его имя впервые всплывает как раз в связи с женитьбой. 27 ноября 1582 года он обратился в консисторский суд с просьбой о выдаче брачной лицензии. В то время обычная процедура заключения брака была достаточно длительной, зато лицензия давала право обойти официальный порядок. Уильям имел серьезные основания для спешки: его невеста была беременна. Энн Хетеуэй, 26-летняя дочь богатого фермера, в тогдашних представлениях уже считалась старой девой. Примечательно, что спустя годы отец Энн даже не упомянул о ней в своем завещании. Существует версия, что Шекспир женился неохотно, подчиняясь обстоятельствам, и впоследствии сожалел о своем юношеском легкомыслии.
    Подтверждение можно обнаружить в пьесах Шекспира. «Найди себе невесту помоложе, / Иначе быстро охладеешь к ней», — советует герой «Двенадцатой ночи». «Все, поженившись, пожинают скуку», — заключает другой шекспировский персонаж («Конец — делу венец»). Более того, многие герои Шекспира предостерегают от добрачных связей.
    26 мая 1583 года в приходской метрической книге появилась запись о крещении старшей дочери Уильяма и Энн, Сьюзан. Спустя два года Энн родила близнецов, Гамнета и Джудит. Так, к двадцати годам Уильям Шекспир стал отцом троих детей. Неизвестно, какие чувства он испытывал к жене и детям. Как бы то ни было, молодой супруг и отец вскоре покинул семью и уехал в Лондон.

    Утраченные годы
    Неожиданно покинув родной Стратфорд-на-Эйвоне, Шекспир объявился в Лондоне. Существует несколько версий внезапного переезда, больше похожего на бегство. Одну из них приводит первый официальный биограф Шекспира, Николас Роу.
    Однажды Шекспир в компании браконьеров был пойман в охотничьем заповеднике Чарлкотт, владении сэра Томаса Люси. Законный владелец «преследовал Шекспира в судебном порядке», а тот в отместку сочинил, возможно, свое первое литературное произведение, направленное против сэра Люси. Как пишет Роу, баллада оказалась настолько злой, что ее автор был вынужден бежать, опасаясь суда и сурового наказания. Однако правдивость этой истории вызывает сомнения, поскольку, по всей вероятности, сэр Томас Люси вообще не имел никаких охотничьих угодий.
    Хотя истинная причина бегства Шекспира неясна, его цель, безусловно, связана с театром. Возможно, еще в Стратфорде он присоединился к странствующей труппе. Впрочем, здесь мы снова отступаем в область домыслов и предположений, поскольку после прибытия в Лондон след Шекспира теряется.
    7-летний период, в который будущий драматург исчезает из поля зрения биографов, называется в шекспироведении «утраченные годы».

    Путь к признанию
    В эпоху Елизаветы I драматическое искусство расцветало. При этом социальное положение актеров было весьма незавидным. Большим ударом по странствующим труппам был принятый в 1572 году Акт о бродягах и нищих, к каковым приравнивались гастролеры.
    Теперь театральные труппы могли отправиться на заработки, только заручившись покровительством могущественного мецената и назвав труппу его именем: «слуги графа Лестера», «слуги адмирала».

    В 1576 году в северных окрестностях Лондона появился первый театр. Он был построен актером Джеймсом Бербеджем, сообразившим, что можно получать значительные прибыли, располагая специальным зданием для драматических постановок. Детище Бербеджа так и называлось — «Театр». Вслед за первым был сооружен и второй театр, «Куртина», открывший двери в 1577 году.
    В XVIII веке биографы Шекспира пытались реконструировать «утраченные годы» на основании дошедших до них легенд и театральных анекдотов. Согласно одной из версий, Шекспир начал свою карьеру буквально с театрального подъезда, приглядывая за лошадьми богатых горожан во время представления. По другой теории, он дебютировал в театре как помощник суфлера, напоминая актерам об их выходе на сцену.
    Среди событий «утраченных лет» есть одно несомненное — Шекспир приобрел определенную известность в театральном мире как актер, составивший конкуренцию известным драматургам.
    Документальным свидетельством явился написанный в 1592 году памфлет «На грош ума, купленного за миллион раскаяний», содержащий злобные выпады в адрес Шекспира. Автором был драматург и кембриджский магистр искусств Роберт Грин. Прекрасно образованный Грин возмущался тем, что сын провинциального перчаточника сочиняет пьесы для театра, бросая вызов столичным драматургам-интеллектуалам. Возможно, в разорившемся и умершем в нищете Грине (а памфлет был написан им на смертном одре) говорила ревность и зависть к успехам молодого 28-летнего Уильяма Шекспира.

    Актер и драматург.
    Принято считать, что Шекспир участвовал в постановках в качестве актера вплоть до 1611 года, после чего окончательно покинул театральные подмостки. Примерно к началу 1590-х годов относятся первые сочинения Шекспира для театра. Молодой драматург писал быстро и легко, и к 1592 году в его творческом активе были «Два веронца», «Укрощение строптивой», «Генрих VI», «Тит Андроник», «Ричард III» и, возможно, «Комедия ошибок».
    Актерский талант Шекспира ценили другие авторы, ангажировавшие его на так называемые «читки». В то время пьесы для театров часто писались на заказ. Готовую драму читал перед всей труппой один из актеров, после чего ее судьба решалась общим голосованием. Вероятно, пьесы, прочитанные Шекспиром для коллег, часто попадали в театральный репертуар.

    Карьера Шекспира-драматурга складывалась довольно удачно. В зависимости от количества проданных билетов одна и та же пьеса шла в театре чаще или реже. Число сыгранных спектаклей было показателем его популярности.
    Статистику в то время вел, в частности, известный антрепренер Филипп Хенслоу. Согласно его записям, в одном из театров шекспировского «Генриха VI» сыграли за три с половиной месяцев 14 раз, в то время как спектаклей по пьесам «Испанская трагедия» Томаса Кида и «Мальтийский еврей» Кристофера Марло было гораздо меньше. Хотя Кид и Марло считались самыми популярными драматургами той эпохи, Шекспир превзошел прославленных современников в искусстве привлечения зрителей.

    Новые свершения
    Несмотря на протесты церкви, драматическое искусство в елизаветинской Англии активно развивалось. Вошедший в моду драматург Шекспир с надеждой смотрел в будущее, когда вдруг разразилась страшная национальная катастрофа. В 1592 году на Англию обрушилась эпидемия бубонной чумы, свирепствовавшая в течение двух лет. Только в Лондоне за первый год болезнь унесла жизни 10675 человек, десятой части населения города. С началом эпидемии власти распорядились запретить все публичные мероприятия, в том числе и театральные спектакли. Многие труппы прогорали, распадались, а актеры были вынуждены искать заработок в провинции.
    Шекспир, которому в то время исполнилось 28 лет, пережил театральный кризис намного успешнее, чем многие его коллеги. В период вынужденного бездействия он впервые обратился к жанрам поэмы и сонета. В елизаветинскую эпоху к драматическим произведениям и их авторам относились довольно снисходительно. Иное дело — высокая, «чистая» поэзия. Весной 1593 года друг Шекспира Ричард Филд опубликовал его первую поэму, «Венера и Адонис».

    Стремясь заручиться поддержкой влиятельного вельможи и приобрести читателей в высших кругах, Шекспир посвятил «Венеру и Адониса» 19-летнему графу Саутгемптону.
    «Боюсь, не оскорблю ли Вашу милость, посвящая Вам мои слабые строки, и не осудит ли меня свет за избрание столь сильной опоры для такой легковесной ноши; но если она понравится Вашей милости, я сочту это высочайшей наградой и поклянусь посвятить весь свой досуг неустанному труду, пока не создам в Вашу честь творение более достойное. Если этот первенец моей фантазии покажется уродом, я буду сокрушаться о том, что у него такой благородный крестный отец, и никогда более не стану возделывать столь неплодородную почву, опасаясь снова собрать убогий урожай», — писал Шекспир в посвящении. Через год он сочинил для Саутгемптона обещанное «более достойное творение», поэму «Обесчещенная Лукреция». Николас Роу писал, что знатный покровитель Шекспира наградил поэта крупной сумой денег.

    Слуги лорда-камергера.
    Весной 1594 года эпидемия чумы пошла на спад, и постепенно стали открываться выжившие после кризиса лондонские театры. «Театр» Джеймса Бербеджа заручился поддержкой Генри Кэри, лорда-камергера и двоюродного брата королевы. Шекспир вступил в новую труппу «слуг лорда-камергера» и тем самым приобрел новых зрителей в лице первых лондонских аристократов и самой королевы Англии, Труппа же получила в лице Шекспира постоянного автора, актера и пайщика. Главные роли в пьесах исполняли выдающиеся актеры шекспировского времени — трагик Ричард Бербедж, сын Джеймса Бербеджа, и комик Уильям Кемп. Имена трех звезд — Шекспира, Бербеджа и Кемпа — обеспечивали «Театру» высокие сборы.
    28 декабря 1594 года в рождественские праздники в юридической школе «Грейз Инн» была дана пьеса Шекспира «Комедия ошибок». Это первая постановка Шекспира, о которой сохранились свидетельства очевидцев. Вечер начался с суеты и беспорядка на сцене. Изрядно подогретая вином публика, забыв о спектакле, принялась развлекаться в свое удовольствие; танцевать, флиртовать. В разгар вечера спектакль все-таки был сыгран. Так, начавшись с недоразумения, собрание завершилось «Комедией ошибок» и было прозвано остряками «ночью ошибок».

    Смерть Гамнета
    Покинув родной город, Шекспир не отвернулся от своей семьи и периодически гостил в Стратфорде. В 1596 году он приехал на родину в связи со смертью единственного сына, Гамнета, умершего в возрасте 11-ти лет. Глубокая родительская скорбь излилась в проникновенных строках «Короля Иоанна», над которым Шекспир в то время работал: «Оно сейчас мне сына заменило, / Лежит в его постели и со мною / Повсюду ходит, говорит, как он, / И, нежные черты его приняв, / Одежд его заполнив пустоту, / Напоминает милый сердцу облик. / Я полюбила горе — и права. / Прощайте, я б утешила вас лучше, / Когда бы вы познали ту же долю».

    Год спустя Шекспир купил в Стратфорде дом Нью-Плейс, второе по величине и единственное здание в городе, полностью сложенное из кирпича. В просторном трехэтажном доме насчитывалось 10 каминов и более 20-ти комнат. Сделав дорогостоящее приобретение, Шекспир тщательно отремонтировал дом, поселил в Нью-Плейс жену с детьми, а сам возвратился в Лондон.
    В Лондоне Шекспир продолжал лихорадочно сочинять. К концу 1590-х годов относятся такие шедевры, как «Генрих IV», «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится». В 1697 году «слуг лорда-камергера» постигла тяжелая утрата: умер основатель «Театра» Джеймс Бербедж.

    Выселение и переезд.
    Вскоре после смерти Джеймса Бербеджа, бывшего душой труппы, на горизонте замаячила серьезная проблема. В 1597 году истекал срок аренды земли, на которой был построен «Театр». Сыновья Джеймса Вербеджа, Катберт и Ричард, пытались уговорить землевладельца продлить аренду, но тот наотрез отказался. Тогда братья Бербедж с помощью дюжины рабочих разобрали «Театр» и переправили доски через Темзу. Там, на вновь арендованной земле в Бэнксайде, они воздвигли новый театр под названием «Глобус». В число пайщиков «Глобуса» вошел Уильям Шекспир. Половина прибыли отходила братьям Бербедж, а другая половина делилась поровну между пятью пайщиками, одним из которых был Шекспир, получавший, таким образом, 10% от всех вырученных театром денег.
    Сезон в театре «Глобус» открывался двадцатого августа и длился до рождественских праздников, в которые труппа выступала по приглашениям в домах вельмож или при королевском дворе. В январе представления возобновлялись и прекращались с наступлением Великого поста. После Пасхи «Глобус» ненадолго распахивал двери для публики, и, наконец, в июне сезон подходил к концу. В июле и августе театр закрывался, а труппа делилась на части и отправлялась на заработки в провинцию. Такого расписания придерживались тогда все профессиональные английские театры.

    «Глобус» представлял собой овальное помещение без крыши, огороженное высокой стеной, по внутренней стороне которой располагались ложи для аристократии. Над ними размещалась галерея для зажиточных лондонцев. Простой люд стоя теснился в партере, а самые страстные и обеспеченные театралы могли за дополнительную плату устроиться прямо на сцене. Сцена примыкала к задней части театра и имела четыре места действия: просцениум, глубоко выдававшийся в зрительный зал, глубинную часть, верхнюю площадку и так называемый «домик», венчающий все сооружение. На такую театральную конструкцию ориентировались драматурги того времени, насыщая пьесы несколькими параллельными фабулами и постоянно переключая зрительское внимание. Спектакли шли под громкий аккомпанемент разговоров публики, комментирующей действие.

    Доходы Шекспира
    В отличие от бедных актеров, составлявших в английских труппах подавляющее большинство, Шекспир был довольно обеспеченным театральным деятелем. Согласно многочисленным исследованиям, приблизительная сумма годового дохода Шекспира составляла двести фунтов стерлингов. Сюда входили и авторские гонорары, и проценты совладельца театра. Это было в десять раз больше жалования школьного учителя.
    Шекспир заботился о выгодном вложении своих капиталов. Он был собственником и арендатором двух домов в Стратфорде, владельцем пахотных и пастбищных земельных угодий. В 1605 году Шекспир за 440 фунтов приобрел право взимать половину 10% налога на пшеницу, зерно, солому и сено в трех селениях в окрестностях Стратфорда — в Старом Стратфорде, Уэлкомбе и Бишоп-тоне. Это предприятие приносило ему 60 фунтов ежегодно. Он также не раз обращался в суд, требуя взыскания с должников.
    По мнению авторитетных биографов, Шекспира прельщали не столько эфемерные восторги публики, сколько материальная прибыль, приносимая его творениями. В нем удивительным образом уживались вдохновенный гений и трезвый делец.

    «Уильям Завоеватель»
    «Слуги лорда-камергера» пользовались огромным успехом у дам. В один из вечеров, когда давали «Ричарда III», Шекспир подслушал, как трагик Ричард Бербедж назначал свидание молодой женщине. Влюбленные договорились, что сигналом будет трехкратный стук в дверь и фраза: «Это я, Ричард III». Шекспир решил опередить коллегу, последовал за незнакомкой, назвал пароль и был впущен в дом. Красноречивому литератору удалось не только оправдать свое вторжение, но и за короткий срок снискать благосклонность чужой дамы сердца. Когда же прибыл незадачливый любовник Бербедж и заявил о своих правах, Шекспир, не растерявшись, возразил: «Уильям Завоеватель правил раньше Ричарда III».

    24 марта 1603 года скончалась главная покровительница сценического искусства, королева Англии Елизавета I. Театральный мир с тревогой ждал действий нового короля по отношению к английскому театру, прежде защищенному властью монарха.

    Новый король.
    Опасения, связанные с потерей покровителя, не подтвердились: новый король оказался таким же увлеченным театралом, как его предшественница. Яков I лично взял под свою опеку труппу театра «Глобус». «Слуги лорда-камергера» стали «слугами короля». Шекспир с коллегами приобрел юридическую неприкосновенность, гарантированную королевским патентом, а «Глобус» — официальный статус ведущей театральной антрепризы.
    В первом десятилетии XVII века творческая активность Шекспира достигла апогея. Этот период ознаменован сочинением величайших шедевров: «Гамлета», «Отелло», «Макбета», «Короля Лира». В мироощущении автора светлых искрометных комедий произошли перемены, отразившиеся в минорной тональности новых пьес. «Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь», — заключал персонаж трагедии «Король Лир». Исследователи строят предложения о причинах, побудивших Шекспира изменить жанру, приносившему славу и доход. Версии сводятся к трагическим личным обстоятельствам, необычайной духовной зрелости, достигнутой Шекспиром в этот период и открывшей новые горизонты его гению, а также реакции Шекспира на общественно-политические противоречия, Возможно, что успешный театральный деятель Шекспир тонко чувствовал конъюнктуру и предвосхитил потребности публики в новом жанре трагедии.

    Возвращение в Стратфорд.
    В елизаветинскую эпоху средняя продолжительность жизни англичанина составляла около сорока лет, и в понятиях того времени в 1610 году Шекспир был уже глубоким стариком. Биографы полагают, что во втором десятилетии XVII века Шекспир переселился в Стратфорд, лишь изредка посещая Лондон. В творчестве мастера появились новые темы. На склоне лет он обратился к жанру трагикомедии, в котором написаны «Цимбелин», «Зимняя сказка» и «Буря». В 1613 году театр «Глобус» сгорел, а год спустя был отстроен заново. В репертуар «слуг короля» в те годы входили новые пьесы Шекспира, в том числе «Генрих VIII» и «Два благородных родича», написанные им в соавторстве с новым драматургом «Глобуса» Джоном Флетчером.
    Последние годы Шекспира прошли в тихом мирке Стратфорда. Из родственников у Шекспира были живы жена, сестра Джоан с племянниками, братья Гилберт и Ричард, умершие незадолго до его смерти, и две дочери, Сьюзан и Джудит. Обе девушки вышли замуж, Сьюзан — в 1607, Джудит — в 1617 году, а в 1608 году у Шекспира родилась внучка Элизабет. Всю жизнь проведший в отрыве от семьи, в старости он был окружен близкими людьми.

    В 1616 году выдающийся драматург скончался. В своем завещании Шекспир подробнейшим образом описал свою волю относительно имущества (чего стоит, например, курьезное: «Сим завещаю своей жене вторую по качеству кровать со всеми принадлежностями»), ни словом не упомянув о судьбе творческого наследия.


    Тайна личности Шекспира.
    И личность, и жизнь Шекспира полны неразгаданных тайн. Одаренными, но малообразованный провинциал создал шедевры, и в наши дни волнующие людей во всем мире. Этот феномен кажется настолько невероятным, что многие ученые, говоря о шекспировских пьесах, вообще отрицают авторство выходца из Стратфорда Уильяма Шекспира. Дискуссии о том, кто на самом деле скрывался под этим именем, не смолкают до сих пор.

    Проблема авторства.
    Выдающийся литератор по име ни "Уильям Шекспир" никогда не существовал. Это просто псевдоним другого лица». Основанием для подобных утверждений является почти полное отсутствие подлинных документов. Церковные книги подтверждают только факт крещения и вступления в брак уроженца Стратфорда по имени Уильям Шекспир. Почти все, что известно о лондонском периоде его жизни, почерпнуто из легенд, пересказанных третьими лицами. Исследователям не знакомы рукописи Шекспира. Нет в нашем распоряжении и каких-либо достоверных свидетельств об обстоятельствах его личной жизни. Поистине удивительным представляется сочетание деловой хватки Уильяма Шекспира и трепетных, проникновенных сцен из его пьес. В завещании Шекспира нет ни слова о рукописях. В свете этих фактов эпитафия, в которой Шекспир из гроба проклинает тех, кто осмелится потревожить его прах, приводит исследователей к мысли, что и могила скрывает какую-то тайну.
    Ученых, считающих, что Уильям Шекспир из Стратфорда и автор «Отелло» — одно лицо, называют «стратфордианцами». Тех же, кто убежден, что сын перчаточника Джона Шекспира не имеет никакого отношения к литературе, — «анти-стратфордианцами».


    Уильям Шекспир

    Фрэнсис Бэкон.

    Уильям ШекспирОдним из первых «анти-стратфордианцев» была американская писательница Делия Бэкон. В 1857 году она опубликовала книгу «Раскрытая философия пьес Шекспира», где заявляла, что авторами пьес Шекспира была группа вольнодумцев, объединенных одинаковыми политическими взглядами, во главе с философом Фрэнсисом Бэконом. Чтобы донести свои идеи до широкой публики, авторы изложили их в доступных театральных жанрах и из соображений безопасности подписались именем малоизвестного актера. Одержимая своей идеей, Делия Бэкон часами просиживала на могиле в Стратфорде, а однажды попыталась сдвинуть могильный камень, надеясь отыскать тайник с документами, открывающими тайну Шекспира. Вскоре после этого она заболела и лишилась разума, в чем многие усмотрели действие проклятия. Как бы то ни было, Делия Бекон не смогла доказать теорию об авторстве Фрэнсиса Бэкона.






    Уильям Шекспир

    Кристофер Марло.

    Еще один претендент на авторство — поэт и драматург Кристофер Марло. Ровесник Шекспира, он одновременно с ним вошел в лондонский театральный мир. Однако, в отличие от коллеги-стратфордца, Марло получил блестящее университетское образование. Вращаясь в одном кругу, драматурги взаимно влияли друг на друга. Как и Шекспир, Марло видел истоки трагичности не во внешних обстоятельствах, а в жестоких внутренних противоречиях героев. В 29 лет Марло был убит, по одной из версий, в пьяной драке.
    Приверженцы авторства Марло отвергают факт его ранней смерти и ссылаются на тайную шпионскую деятельность драматурга при королевской особе. Гибель Марло была инсценирована в интересах короны, убеждены марловианцы. «Умерев», драматург появился в Лондоне в образе провинциального актера под именем «Уильям Шекспир» и написал лучшие шекспировские произведения. Впрочем, существует точка зрения, что после постановочной смерти драматург оставался в тени и сочинял, отказываясь от авторства в пользу Шекспира, посвященного в заговор.


    Уильям Шекспир

    Граф Оксфорд.

    В начале XX века английский профессор-литературовед Томас Луни выдвинул гипотезу, что именем «Шекспир» свои сочинения подписывал поэт-аристократ Эдвард де Вер, граф Оксфорд. Его произведения удивительно походили по стилю на поэму Шекспира «Венера и Адонис». В пользу своей теории Луни привел несколько аргументов. Граф Оксфорд был хорошо знаком с подковерными придворными интригами, коими изобилуют произведения Шекспира. Герб Оксфорда венчало изображение льва, потрясающего копьем (shake-speare). Наконец, граф Оксфорд был известен как покровитель театральных трупп. Изучив произведения Шекспира, Томас Луни составил психологический портрет подлинного автора. Среди его характеристик — эксцентричность, глубокая образованность, принадлежность к высшему кругу общества, знание Италии, отсутствие меркантильных интересов, любовь к музыке, знакомство с аристократическими развлечениями. Всем заявленным качествам идеально соответствовал граф Оксфорд, но никак не Уильям Шекспир. В англоговорящих странах версия Луни очень популярна. Оксфордианской теории придерживался и Зигмунд Фрейд.

    Главный аргумент.
    Таким образом, основным аргументом анти-стратфордианцев является противоречие между личностью исторического Уильяма Шекспира и его произведениями. Те немногочисленные факты, на которые опираются апологеты обеих теорий, допускают противоречивые и двусмысленные толкования. Как бы то ни было, произведения, известные нам как шекспировские, являются плодом величайшего гения, выдающегося гуманиста и знатока человеческой натуры. Теории авторства, с одной стороны, безусловно, обогащают наше знание об эпохе Шекспира. С другой стороны, личность творца не делает его произведения лучше или хуже. Следует признать, что пафос многих анти-стратфодианцев продиктован банальной завистью к достижениям «неотесанного провинциального гения».

    Шекспир и шоу-бизнес.
    Творчество Шекспира не только однажды перевернуло историю театра, но и в последующем воздействовало на многих выдающихся писателей, композиторов, актеров и режиссеров. Произведения великого драматурга по тиражам соперничают с самой читаемой книгой — Библией. Гений словесности необыкновенно обогатил английский литературный язык, введя в употребление новые идиомы. Театр «Глобус» в определенном смысле был прообразом современных гигантов киноиндустрии.

    Всемирная слава.
    О роли Шекспира в мировой культуре можно судить, скажем, по тому, что сегодня в истории театра принято говорить о двух периодах — до- и послешекспировском. Гениальный драматург изменил бытовавшие представления публики о театре. Величественный слог, захватывающий сюжет, тесная связь с современностью, эффектная зрелищность волновали и привлекали театральных зрителей самых разных общественных слоев. Еще при жизни слава Шекспира начала распространяться за пределы Англии.
    Знаменитый французский философ-просветитель Вольтер, живший в Англии с 1726 по 1729 год, по возвращении на родину познакомил соотечественников с творчеством Шекспира. В Италии происходит действие многих Шекспировских пьес, в 1756 году состоялась премьера драмы «Юлий Цезарь». В Японии к пьесам Шекспира обратился, адаптировав их на свой манер, театр кабуки. Первым произведением, представленным публике, стал "Венецианский купец" поставленный в 1885 году.
    Со временем слава и популярность Шекспира лишь росли. Бессмертные драмы обретают современное звучание, вызывают к жизни произведения неизвестных Шекспиру, жанров балеты, кинофильмы, мюзиклы.

    Сквозь века, к неведомым народам и наречьям.
    Пионеры театра шекспировской эпохи заложили основы современной индустрии развлечений. Творческая и коммерческая деятельность Шекспира способствовала развитию новых театральных профессий. В современных постановках, наряду с традиционными актерами, режиссерами и драматургами, участвуют театральные художники, декораторы, гримеры, звукорежиссеры, не говоря уже о менеджерах и продюсерах. У истоков многих театральных профессий стоял Уильям Шекспир, бывший не только гениальным драматургом и ведущим актером, но и успешным менеджером, продюсером, а позднее и совладельцем театра «Глобус».
    Так, шекспировский театр, зародившийся в конце XVI века, в наши дни трансформировался в одну из сфер современного шоу-бизнеса.

    Библия романтиков.
    В эпоху классицизма XVII—XVIII веков, поклонявшегося античным образцам, творчество Шекспира оказалось неактуальным и невостребованным. Истинный ренессанс шекспировского наследия наступил в конце XVIII столетия с началом новой эры — романтизма. Драматические произведения Шекспира, его раздираемые противоречиями герои полностью отвечали идеалам романтиков, устремленных в бесконечные глубины человеческого духа. Во второй половине XVIII века в немецкой литературе сложилось течение под названием «Буря и натиск» (Sturm und Drang), культивировавшее стихийное чувство в противовес рационализму, внедряемому просветителями. Гете и Шиллер, принадлежавшие к этому направлению, в своих ранних произведениях опирались на драмы Шекспира.
    Шекспировские образы вдохновляли не только литераторов, но и музыкантов романтического склада. Так, немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди написал увертюру к комедии «Сон в летнюю ночь».
    Пьесы Шекспира отличаются необычайно богатым и образным языком. Несмотря на то, что поэт не получил университетского образования, он обладает даром зачаровывать читателя магией своего стиха. По данным исследователей, словарный запас Шекспира не имеет себе равных в английской литературе.

    Феномен Шекспира.
    На родине драматурга в Стратфорде находится Королевский Шекспировский театр. Многие актеры, пройдя школу шекспировских постановок, впоследствии приобретали широкую известность. Так, сэр Энтони Хопкинс играл шекспировский репертуар в Национальном театре Лоуренса Оливье. Другой популярный актер, Мэл Гибсон, воспитанный на шекспировских пьесах, снялся у Франко Дзеффирелли в роли Гамлета. На шекспировских ролях расцветал и талант сэра Алека Гинесса, сыгравшего в легендарных «Звездных войнах».
    Шекспировские герои, вырвавшись за пределы литературы, проникли в самые разные области современной жизни. Так, несколько спутников Урана названы именами персонажей шекспировских пьес — Миранды и Ариэля, Оберона и Титании. Геймерам наверняка знакома компьютерная стратегия под названием «Отелло». В США планируется создание парка развлечений «Мир Шекспира», где посетители смогут погрузиться в атмосферу елизаветинской эпохи и любимых пьес.
    «Сквозь века / К неведомым народам и наречьям / Театры эту сцену донесут», — этими строками из трагедии «Юлий Цезарь» Шекспир предсказал дальнейшую судьбу своих вечных творений.


    Большая благодарность издательству "ООО Де Агостини" и персонально Николасу Скилакису за любезно предоставленный материал.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *