Категория: Иван Кудишин

Шорт SC5/10 «Белфаст»




  • Не нравится
  • +5
  • Нравится





  • Шорт SC5/10 «Белфаст»Стратегический широкофюзеляжный военно-транспортный самолет.
    Самолет был спроектирован в 1956-1959 г.г. по требованию ВВС Великобритании. Первый английский широкофюзеляжный военно-транспортный самолет с ТВД. Он входил в тройку самых тяжелых военно-транспортных машин мира. Постройка опытного самолета продолжалась с 1959 по 1963 г. Первый полет «Белфаст» совершил в январе 1964 г. МО Великобритании заказало 10 самолетов, заказ был выполнен к декабрю 1966 г. С 1965 г. по 1967 г. все «Белфасты» прошли модернизацию в связи с тем, что из-за выявленных дефектов аэродинамики они не достигали контрактных характеристик по дальности и крейсерской скорости. Переделке подверглась хвостовая часть фюзеляжа и стык крыла с фюзеляжем (установлены зализы). В результате контрактные параметры были достигнуты или превышены. Индекс модернизированных самолетов был изменен с SC5 на SC10. Все самолеты успешно и безаварийно эксплуатировались вплоть до поступления на вооружение ВВС Великобритании американского военно-транспортного самолета Локхид Мартин С-130 «Геркулес» в 1984 г., после чего были списаны. Самолеты «Белфаст» использовались в основном для транспортировки негабаритных армейских грузов (например, вертолетов) на дальние расстояния. После снятия с вооружения восемь самолетов были проданы на слом, а два - пополнили парк авиакомпании «ХэвиЛифт», где и эксплуатируются до настоящего времени.
    РАЗМЕРЫ, м: размах крыла - 48.4, длина самолета - 41.7, высота стояночная - 14.3, площадь крыла - 229 м2.
    ДВИГАТЕЛИ: 4 двухвальных ТВД Роллс-Ройс «Тайн» RRTy 12 по 5730 л.с. с воздушными винтами - реверсивными четырехлопастными ВИШ Ротол диаметром по 4.86 м. ВСУ Бристоль «Артуст» располагается в обтекателе правой стойки шасси.
    МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: нормальная взлетная - 102000, пустого снаряженного - 56700, посадочная - 97500, максимальная полезная нагрузка - 36300, максимальная масса топлива - 36600.
    ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (SC10). Максимальная скорость - 585 км/ч, крейсерская скорость - 555 км/ч, скорость срыва при полностью выпущенных закрылках - 180 км/ч, максимальная скороподъемность - 5.4 м/с, практический потолок - 9150 м, дальность при максимальной полезной нагрузке - 1600 км, максимальная перегоночная дальность - 6400 км, потребная длина ВПП - 2200 м.
    КОНСТРУКЦИЯ. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок с мощным алюминиевым подкрепляющим набором. Диаметр фюзеляжа - 5.37 м. В грузовой кабине (размерения 25.7 х 4.9 х 4.2 м, объем 311.5 м3) для транспортировки солдат могла устанавливаться вторая палуба. Пассажировместимость в этой конфигурации - 250 чел. Пол грузовой кабины оборудован рольгангом, имеются лебедки и швартовочные узлы. В грузовой кабине имеются четыре двери: хвостовая (3.6 х 3.05 м), боковая ( в носовой части кабины по левому борту, 2.44 х 1.98 м) и две - для парашютного десантирования, в боках хвостовой части кабины. Имеется 12 иллюминаторов.
    Кабина экипажа - пятиместная, с большой площадью остекления.
    Крыло - кессонное, профиль - NACA 4413, удлинение 10.2, угол
    поперечного V +3 град. Конструктивно крыло состоит из двух отъемных консолей с узлом стыка над фюзеляжем. Механизация состоит из двухщелевых трехсекционных закрылков и спойлеров на верхней поверхности крыла. Закрылки снабжены системой сдува пограничного слоя. В кессоне крыла расположено шесть баков - отсеков для топлива общей емкостью 46800 л. Самолеты оборудовались стационарной штангой для дозаправки топливом в полете.
    Вертикальное оперение - выполнено зацело с фюзеляжем.
    Двухлонжеронное.
    Горизонтальное оперение - конструктивно состоит из двух отъемных консолей. Двухлонжеронное.
    Шасси - трехстоечное, с носовой опорой, убираемое в полете. Все стойки убираются в фюзеляж поворотом вперед. Основные стойки имеют восьмиколесные тележки, носовая - спаренные колеса. Система торможения - гидравлическая, раздельное торможение отсутствует. На земле самолет управляется путем разворота носовой стойки с помощью гидравлики, в пределах +- 50 град.
    СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Система управления - бустерная, основанная на применении серворулей во всех каналах управления. Во всех каналах имеются триммеры. Имеется пружинный загрузочный механизм с регулировкой по режимам полета.
    Гидравлическая система - дублированная, запитывается от четырех насосов на коробках приводов двигателей. Резервный насос запитывается от ВСУ. Рабочее давление в системе 280 кгс/см2. Используется для привода систем шасси, бустеров, закрылков, люков и дверей.
    Электрическая система - переменного тока с двумя генераторами по 50 кВт. Напряжение бортовой сети - 200 В.
    Система кондиционирования состоит из двух независимых подсистем, запитываемых от нагнетателей, расположенных в обтекателях шасси. В системах имеется по одному теплообменнику и турбохолодильнику.
    Противообледенительная система носка крыла представляет собой теплообменник, обогреваемый выхлопными газами двигателей. Противообледенители носков вертикального и горизонтального оперения, винтов, воздухозаборников двигателей, а также остекления кабины летчиков - электрические.
    Шорт С-23А «Шерпа» Малый транспортный самолет - снабженец.
    Самолет С-23 создан на базе гражданского самолета Шорт 330 в рамках конкурса, объявленного руководством ВВС США в Европе в 1983 г. на самолет - снабженец для европейских авиабаз США. Требования к такому самолету были следующие: он должен был поднимать груз размером с ТРД для истребителя и массой до 2270 кг, иметь дальность до 1300 км, и иметь возможность использования с коротких ВПП. Программа получила наименование EDSA - European Distribution System Aircraft (самолет европейской системы снабжения).
    Промышленность США не располагала подобным самолетом, и к участию в конкурсе были допущены самолеты европейских фирм. После сравнительных испытаний семи самолетов на авиабазе Эдвардс, в финал конкурса вышли две машины - английская Шорт 330 и испанская С-212. По комплексу характеристик и критерию «стоимость - эффективность» грузовой вариант первой был признан победителем в конкурсе. Этот самолет разрабатывался с 1982 г. на основе первоначального пассажирского варианта. Первый полет самолет, получивший наименование «Шерпа», совершил 23 декабря 1982 г. В марте 1984 г. фирма Шорт была официально признана победительницей в конкурсе EDSA и с ней был заключен контракт стоимостью 165 млн. долл. Контракт подразумевал постройку 18 самолетов - снабженцев С-23А и их материально - техническое обслуживание в течение 10 лет. Впоследствии заказ был увеличен до 66 самолетов, а стоимость контракта возрасла до 660 млн. долл.
    В результате сокращения своих вооруженных сил в Европе США прекратили в ноябре 1990 г. эксплуатацию своей системы распределения запчастей в Европе и перебросили в США 18 самолетов C-23 «Шерпа», использовавшихся в системе. Самолеты C-23 были переданы командованию систем ВВС США, армии и лесной службе США.
    РАЗМЕРЫ, м: размах крыла - 22.76, длина самолета - 17.69, высота стояночная - 4.95, площадь крыла - 42.1 м2;
    СИЛОВАЯ УСТАНОВКА - два ТВД Пратт Уитни РТ6А-45 (2 Х 1200 э. л. с.), снабжены пятилопастными флюгируемыми винтами изменяемого шага фирмы Хартцелл диаметром 2.82 м;
    МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: пустого снаряженного - 6680, максимальная взлетная - 10390, максимальная грузоподъемность - 3175, запас топлива - 740;
    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ: крейсерская скорость - 352 км/ч, экономическая скорость - 290 км/ч, скороподъемность - 6 м/с, максимальная дальность полета - 1240 км, взлетная дистанция - 1295 м, посадочная дистанция - 1113 м.
    КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА. По сравнению с исходным самолетом Шорт-330-200 в конструкцию были внесены некоторые изменения, в частности, количество членов экипажа возрасло с 2 до 4 человек, была установлена американская военная радиоаппаратура и кислородная система, увеличена емкость топливных баков, установлена хвостовая погрузочная аппарель и т. д.
    Фюзеляж - цельнометаллический монокок из алюминиевых сплавов, в носовой и внизу хвостовой части имеет подкрепления. Обшивка - двухслойная, внешний слой гладкий, внутренний - гофрированный, между собой соединены клеевым соединением. В хвостовой части фюзеляжа имеется аппарель, предназначенная для погрузки - разгрузки длинномерных предметов. Аппарель опускается под собственной тяжестью, поднимается с помощью автономной гидросистемы с ручным насосом. Для ведения погрузочных работ через аппарель в хвостовой части имеются две выдвижные опоры. В хвостовой части фюзеляжа, непосредственно перед аппарелью, в обоих бортах имеются пассажирские двери. В носовой части фюзеляжа в левом борту имеется широкая двухстворчатая грузовая дверь. Пол грузовой кабины оборудован рольгангом. Кабина экипажа - четырехместная, в ней оборудованы рабочие места для бортмеханика и воздушного наблюдателя. В грузовой кабине могут устанавливаться 18 складных кресел для транспортировки людей.
    Крыло - высокорасположенное, подкосное. Профиль по всему размаху - NACA-63А. Конструктивно состоит из центроплана, выполненного зацело с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Двигатели крепятся к центроплану. Центроплан - кессонной конструкции с двумя подкрепляющими лонжеронами. Консоли крыла - кессонной конструкции. Все детали, узлы и агрегаты крыла выполнены из алюминиевых сплавов.
    Закрылки - однощелевые, трехсекционные. Предкрылки отсутствуют.
    Горизонтальное оперение - традиционный свободнонесущий
    стабилизатор с рулем высоты. Общая площадь ГО - 10.32 м2. Стабилизатор - двухлонжеронный, с усиленным носком.
    Вертикальное оперение - двухкилевое, общей площадью 10.9 м2.
    Все управляемые поверхности снабжены триммерами. Отклоняются
    механически.
    Шасси - трехопорное, с носовой опорой, фирмы Менаско, в полете убирается: основные стойки - поворотом назад, в спонсоны - обтекатели, так, что колеса частично остаются в потоке, носовая стойка - также поворотом назад, полностью, в нишу носовой части фюзеляжа. Все стойки снабжены одиночными колесами и имеют рычажную схему. Имеется система управления носовым колесом.
    ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Гидравлическая система Гамильтон Стэндард используется для выпуска и уборки шасси, привода управления носового колеса, закрылков и тормозов. Рабочее давление - 211 кгс/см2.
    Электросистема - постоянного тока, 28 В/250 А. Для питания некоторых бортовых систем и оборудования имеется система переменного тока - 200 В/150 кВт и 115 В.
    Имеется весьма совершенная система инерциальной навигации Литтон и система ТАКАН. Установлен также запросчик/ответчик системы «Свой - чужой» и метео-РЛС.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *