Категория: Иван Кудишин

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН




  • Не нравится
  • +1
  • Нравится





  • СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНИван Кудишин, Владимир Ильин.
    СОВРЕМЕННЫЕ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    ВСТУПЛЕНИЕ.
    Идея использования летательных аппаратов для военных перевозок
    родилась еще до повления первых самолетов. В годы Первой мировой войны самолеты привлекались для доставки в тыл противника агентов и диверсантов, свази, а также выполнения экстренных перевозок на театре военных действий. Имелись и попытки осуществления стратегических транспортных перевозок с использованием дирижаблей. Однако отдельный тип военно-транспортного самолета в 1914-18 гг. так и не был создан.
    Однако успехи в создании тяжелых бомбардировщиков, достигнутые в годы войны, в начале 1920-х годов позволили приступить к разработке специализированных транспортьных самолетов, предназначенных для перевозки пассажиров, войск и грузов. Первоначально в транспортные машины переоборудовали боевые самолеты, однако вскоре повились и самолеты специальной разработки.
    Пионером в области создания военно-транспортных самолетов стала Британская империя, над которой в те времена еще «никогда не заходило солнце». Огромное государство, раскинувшееся на четырех континентах, нуждалось в эффективном транспортном средстве, способном быстро доставить небольшие воинские контингенты в многочисленные, постонно кровоточащие «горячие точки». В 1919 году на базе опытного тяжелого бомбардировщика Виккерс F.B.27 «Вими», впервые поднявшегося в воздух в ноябре 1918 года, были созданы пассажирский самолет «Вими Коммершиал», а также санитарный «Вими Амбуланс», запущенные в серийное прроизводство. В 1922 году была разработана модификация этой машины, получивша название «Вермон» и ставшая первым в мире военно-транспортным самолетом специальной постройки. Двухмоторный биплан с толстым фюзеляжем имел экипаж из трех человек мог перевозить до 11 вооруженных пехотинцев с крейсерской скоростью 128 км/ч на расстояние более 500 км. Он мог использоваться и в качестве тжелого бомбардировщика, способного брать на борт до 1120 кг бомб. В 1927 году несколько этих машин было использовано Королевскими ВВС при подавлении волнений в Ираке.
    Опыт перевозки по воздуху воинских подразделений и вооружени был приобретен и РККА: весной 1929 года в осажденный басмачами город Гарм (Таджикистан) была высажена с самолетов группа бойцов, при содействии местного населения разгромившая мятежников.
    Однако специализированные военно-транспортные самолеты не получили в тот период широкого распространени, так как большинство транспортных задач могли с успехом решать тяжелые и средние бомбардировщики, имевшиеся в составе вооруженных ведущих государств.
    Стимулом в дальненйшем развитии военно-транспортной авиации стало создание в ряде стран воздушно-десантных сил. первый в мире опытный «авиамотоотряд» был создан в СССР 2 августа 1930 года, а через пять лет на Киевских маневрах было десантировано уже 3000 парашютистов. На вооружении советских ВДВ в конце 1930-х годов имелось не только стрелковое вооружение, но и артиллерийские системы калибром до 76 мм, а также легкие танки Т-40 и Т-38. Для десантирования использовались тжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, а также военно-транспортный самолет.
    Прогресс в областии пассажирского авиастроения, которое особенно активно развивалось в США, Германии и Великобритании, позволил пополнить парк военно-транспортной авиации модификациями гражданских лайнерров, приспособленными для решения специфических военных задач. На облик самолетного парка военно-транспортной авиации многих стран мира оказала значительное влияние деятельность американской фирмы Дуглас, которая 1 июля 1933 года отправила в первый испытательный полет самолет DC-1. Эта вместительная (для своего времени) двухдвигательная машина, рассчитанная на перевозку 12 пассажиров, имела убирающеес шасси, гладкую металлическую обшивку планера, высокую удельную нагрузку на крыло и чистые, наиболее передовые для своего времени аэрродинамические формы. В 1935 году на летные испытани вышел увеличенный вариант этой машины - знаменитый DC-3, ставший на долгое время самым массовым пассажирским и военно-транспортным самолетом в мире. Под обозначением C-47 он с 1940 года выпускался для авиационного корпуса армии США, ВВС Великобритании (где получил название «Дакота»), а также других союзников по антигитлеровской коалиции, в том числе и СССР. В США было построено 10692 самолета DC-3 всех модификаций. В нашей стране с 1937 года строился лицензионный вариант этой выдающейся машины, известный сначала как ПС-84, а затем - Ли-2. До 1953 года в СССР было выпущено более 4500 самолетов этого типа.
    В Германии в 1931 году был создан другой массовый военно-транспортный самолет - Юнкерс Ju-52, первоначально разрабатывавшийся как конвертируема машина, способная в мирное время выполнять пассажирские и грузовые перевозк, а в военное, после несложного дооборудования, применться как бомбардировщик. Однако тихоходная трехмоторная машина с неубирающимся шасси и гофрированной обшивкой скоро потеряла значение как боевой самолет, зато оказалась незаменимым, надежны и дешевым «воздушым грузовиком» для «Люфтваффе». Ju-52 серийно выпускался до 1944 года, было построено около 5000 самолетов. В ВВС ряда стран «юнкерсы» продолжали нести службу вплоть до 1960-х годов, а на гражданский авиалиниях - до 1981 года.
    В Советском Союзе в предвоенные годы специальные военно-транспортные самолеты не строились, а в качестве десантно-транспортных самолетов широко использовались тяжелые бомбардировщики А.Н.Туполева, строившиеся массовыми серими. Были созданы специальные десантные кабины для средних бомбардировщиков ДБ-3 и Ил-4, узлы внешней подвески, позволявшие перевозить артиллерийское вооружение и другую боевую технику.
    Однако в предвоенные и первые военные годы основное внимание ведущих авиационных держав было сосредоточено на создание десантных планеров - простых и дешевых, выполненных из недефицитных материалов летательных аппаратов, доставляемых в район места высадки на буксире за бомбардировщиками. Наиболее совершенные образцы десантных планеров имели крупногабаритные грузовые люки, расположенные в передней или задней частх фюзелжа и обеспечивающие прием на борт и быструю выгрузку артиллерийских орудий, мотоциклов, легких автомобилей и другой техники. «Фамильной чертой» десантных планеров стало и высокорасположенное крыло, позволяющее максимально приблизить фюзелж к земле, а также низкое «вездеходное» шасси, обеспечивающее возможность посадки на мягкий грунт.
    В ходе Второй мировой войны военно-транспортная авиация и воздушно-десантные войска СССР, Великобритании, США, Германии и Японии прошли суровую боевую проверку. В нашей стране ВДВ применлись при освобождении Молдавии (1940 г.), в боях за Москву (десант в районе Вязьмы зимой 1942 года), в Киевской наступательной операции, а также войне с Японией 1945 г. Наибольший успех германских воздушно-десантных войск - захват острова Крит в 1941 г. ВДВ США и Великобритании активно использовались в Сицилии, при высадке в Нормандии и форсировании Рейна.
    Военно-транспортная авиация широко привлекалась не только для десантных операций, но и для транспортных перевозок. Достаточно вспомнить воздушный мост между «Большой землей» и Ленинградом, усилия Люфтваффе по снабжению окруженной в Сталинграде группировки германских войск, действия японской авиации по поддержке блокированных на островах гарнизонов.
    Опыт войны показал, что надежды на десантные планеры были несколько преувеличенными. Эти летательные аппараты оказались сложными в эксплуатации (особенно в условиях полевых аэродромов) и, с учетом их «одноразовости», не такими уж дешевыми. К концу войны стало ясно, что будущее - специализированными военно-транспортными самолетами (ВТС), в конструкции которых должны быть реализованы отдельные компоновочные решения, хорошо зарекомендовавшие себя на планерах.
    Первым таким ВТС стал германский Мессершмитт Me 323, созданный еще в 1942 году. За основу конструкции самолета был взят большой десантный планер Me 321, созданный в 1941 году для участия в операции «Морской лев» (десант в Англию) и запущенный в серийное производство. Летательный аппарат, имевший грузоподъемность до 20 т, должен был буксироваться к месту высадки тяжелым бомбардировщиком. Он имел вместительный грузовой отсек (длина 11 м, высота 3,3 м и ширина 3,2 м) и открывающуюся носовую часть фюзелжа, в которую мог въехать легкий танк или тгач с артиллерийским орудием. Однако мощность имевшихся на вооружении Люфтваффе самолетов оказалась недостаточной для эффективной буксировки столь тяжелого летательного аппарата. Тогда у фирмы возникла идея установить на крыле планера четыре вспомогательных двигателя Гном-Рон 14F (4х1140 л.с.), облегчающие буксировщику взлет, а также позволющие машине «своим ходом» вертуться на аэродром базировани с места приземления. Следующим шагом стало размещение на крыле шести двигателей, что позволило полностью отказаться от услуг самолета-буксировщика. Me 323 «Гигант» имел максимальную грузоподъемность 9750 кг и мог брать на борт до 120 солдат с полным вооружением. Он серийно строился до 1944 года (было выпущено 198 самолетов) и активно применялся как на Восточном, так и на Западном фронтах.
    После окончания Второй мировой войны мировым лидером в области создания военно-транспортных самолетов на долгие годы утвердились Соединенные Штаты. Это было обусловлено как экомической мощью Америки, значительно окрепшей в годы войны, а геополитическими потребностями этой страны, взявшей курс на достижение мирового господства. В конце 1940-х - начале 1950-х годов на вооружение ВВС США поступили стратегические военно-транспортные самолеты, снабженные герметизированными кабинами, высотными поршневыми двигателями и обладающие межконтинентальной дальностью, а также тактические ВТС нового поколения.
    Возможности американской военно-транспортной авиации были эффектно продемонстрированы в ходе берлинского кризиса 1948-49 гг., когда воздушный мост, наведенный в Западный Берлин, позволил США, Великобритании и Франции сохранить контроль над этой анклавной территорией.
    1950-е годы ознаменовались появлением военно-транспортных самолетов с газотурбинными силовыми установками, что еще более расширило возможности ВТА. Вновь тон задали США, где фирмой Локхид был разработан самолет С-130 «Геркулес», до настоящего времени являющийся «классической» машиной в своем классе. В нем сочетались основные особенности, присущие практически всем современным ВТС: вместительная грузовая герметизированная кабина с крупногабаритным кормовым грузовым люком и средствами механизации погрузки-выгрузки, хорошие взлетно-посадочные характеристики, высокая грузоподъемнать, экономичные ТВД, обеспечивающие хорошую крейсерскую скорость, современное навигационное оборудование.
    Несколько позже в «гонку» включились СССР и Западная Европа, где были созданы выдающиеся для своего времени самолеты Ан-12 и С.160.
    Монополия США на стратегические военно-транспортные самолеты была нарушена в 1960-х годах, когда в Советском Союзе был создан сверхтяжелый самолет Ан-22 «Антей», ставшим на некоторое время самым грузоподъемным военно-транспортным самолетом в мире. Практическо одновремено с «Антеем» в США на летные испытания вышем первый в мире специализированный военно-транспортный самолет С-141 «Лоадмастер», оснащенный двухконтурными турбореактивными двигателями. Вслед за ним в начале 1970-х последовал гигант С-5 «Гэллакси», вновь вернувший американцам пальму первенства в области воздушных «тяжеловесов».
    1960-70-е годы стали временем испытаний как для советской, так и американской военно-транспортной авиации. Начав войну во Вьетнаме, экспедиционные силы США во многом зависели от гигантского «воздушного моста», перекинутого от западного побережъя Америки к берегам Юго-восточной Азии. Для решения этой задачи Пентагону пришлось привлекать к военным перевозкам и пассажирские самолеты, зафрахтованные или мобилизованные у частных авиакомпаний.
    Арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов потребовали «строительства воздушных мостов» между США и Ближним Востоком.
    Советский Союз, в конце 1950-х приобретший многочисленных союзников в Азии, Африке и в Латинской Америке (Куба) с 1960-х годов начал активно привлекать для снабжения своих «друзей» военно-транспортные самолеты - сначала Ан-12, а затем более мощные Ан-22. Во время ближневосточной войны 1973 года советский воздушный мост уже с успехом конкурировал с американским, исправно обеспечива поставку Сирии и Египту оружия и боеприпасов.
    В 1980-е годы лишь США и СССР располагали полноценной стратегической военно-транспортной авиацией. Возможности других государств были значительно скромнее (что подтвердилось, в частности, в ходе англо-аргентинской войны 1982 года).
    Наиболее мощная авиационная транспортная структура сегодняшнего дня - аэромобильное командование ВВС США AMC (Air Mobility Command) - в последнее врем активно пополняется новой авиационной техникой, в первую очередь - оперативно-стратегическими самолетами пятого поколения Боинг (Макдоннелл-Дуглас) C-17A «Глоубмастер»III. В декабре 1997 года ВВС получили 36-ю машину этого типа, а темп производства достиг 15 самолетов в год.
    120 ВТС C-17A к 2005 году должны прийти на смену самолетам Локхид Мартин C-141B «Старлифтер». Однако часть из 266 из имеющихся к началу 1998 года «Старлифтеров» по прежнему останется в строю. 63 самолетов C-141B предполагается модернизировать, установив на них новый автопилот, приемник спутниковой навигационной системы GPS, систему спутникой связи, а также оборонительный комплекс РЭБ. Еще 13 машин этого типа будут переоборудованы в самолеты для участия в специальных операций: в ходе доработок по программе SOLL (Special Operations, Low-Lewel - специальные маловысотные операции) на них, дополнительно к вышеперечисленным доработкам, будет внедрен комплекс мер по снижению радиолокационной заметности, в состав бортового оборудования введут тепловизионную систему переднего обзора, приемник радиолокационного излучения и индикатор на лобовом стекле (ИЛС), а летчики получат инфракрасные очки ночного видения (для чего потребуется доработка кабинного освещени).
    Однако после перевооружения ВТА США на самолеты C-17A, общее число тяжелых машин, приспособленных для осуществления операций по парашютному десантированию войск и боевой техники, снизится на 66 единиц. Чтобы сохранить потенциал военно-транспортной авиации в этой важнейшей области намечено с 2003 года приступить к доработке 33 самолетов C-5B, придав им способность к парашютному десантированию (модернизация коснется оснащения кабин специальным оборудованием и средствами сигнализации).
    Кроме того, все 126 имеющихся в строю самолетов C-5A и C-5B с 1998 года оснащаются приемниками спутниковой навигационной системы GPS, на них производится заменена устаревшей системы диагностики и осуществлется ряд других, более мелких доработок.
    В 2000 году предполагается начать следующий этап модернизации самолетов «Гэлекси», включающий замену двигателей TF39 на более мощные ТРДД CF6-80. Это должно позволить самолету, который получит новое обозначение - C-5M - совершать взлет с максимальной нагрузкой в условиях жаркого климата, а также несколько сократить потребную длину ВПП. Усовершенствования в области авионики коснуться пилотажного, аэронавигационноого и связного оборудования, а также систем кабинной индикации. При этом предполагается использовать оборудование, созданное для гражданских самолетов Боинг 737 последних моделей, а также Боинг 777. Будут доработаны, также, гидравлическая система и система кондиционирования воздуха. Первая эскадрилья самолетов «Гэллакси», прошедших модернизацию, должна войти в строй ВВС США с 2004 году, а завершение программы намечается на 2012 год.
    В то же время фирма Боинг предлагает ВВС США альтернативный план:
    вместо работ по модернизации парка устаревающих самолетов С-5 закупить дополнительное число новейших ВТС С-17. Фирмой проработан «стратегический» вариант «Глоубмастера»III с удлиненным фюзеляжем и увеличенной грузоподъемностью, по своим транспортным возможностм приближающуюся к самолету «Гэлекси».
    На новых и модернизированных стратегических и оперативно-стратегических военно-транспортных воздушных кораблях США предполагается внедрить последние технические достижения, реализуемые на гражданском воздушном флоте, в частности, систему ADS. Самолеты, оснащенные этой системой, регулярно сообщают через искуственные спутники Земли о своем местонахождении, курсе и скорости на наземные центры управления воздушным движением. AMC реализует собственную программу создания глобальной системы управления воздушным движением GATM (Global Air Traffic Management), контролирующей по космическим каналом самолеты ВТА, находящиеся в любой точки Земного шара. В первую очередь аппаратурой этой системы предполагается оснастить новейшие самолеты C-17A и C-130J, имеющие цифровой «борт». Более старые машины, имеющие аналогое БРЭО (в частности, самолеты С-5) в ходе модернизации получат аппаратуру ADS коммерческого типа.
    Парк оперативно-тактических военно-транспортных самолетов США в настоящее время состоит из наиболее распространенных в мире ВТС Локхид-Мартин C-130 «Геркулес». В настоящее время у командования AMC нет планов закупки до 2002-04 гг. в сколько-нибудь существенном колличистве усовершенствованных самолетов C-130J «Геркулес»II.
    Учитывая весьма солидный возраст оперативно-тактических военно-транспортных самолетов США, весьма велика верлоятность проведения работ по модернизации имеющихся с строю ВТС C-130E и C-130H (в частности, оснащение их новой авионикой, аналогичной применяемой на C-130J). Всего ВВС США с 1953 по 1996 год получили 1178 самолетов «Геркулес» всех модификаций, в том числе 390 C-130E (1961-72 гг.) и 315 C-130H (1973-96 гг.).
    Ведущие авиастроительные фирмы США - Боинг и Локхид-Мартин - в рамках научно-исследовательской программы NWV (New World Vistas - новые мировые перспективы) уже приступили к изучению возможности создания военно-транспортных самолетов нового (шестого) поколени, которые могли бы поступить на вооружение ВВС США в 2010-20-х годах.
    Усилия европейцев в настоящее время направлены на реализацию амбициозного проектиа ВТС А400М, задуманного как «лучший в своем классе». Насколько это удастся - покажет время. Кроме того, европейцы активно развивают класс тактических военно-транспортных самолетов. Наибольшего успеха в этой области добиличт Италия и Испания.
    Среди других стран, реализующих собственные программы в области ВТС, следует отнести Японию и Китай. Вероятно, в пкервой половине XXI века присоединится Индия, активно стремящаяся к авиационной независимсости.
    Сегодня военно-транспортная авиация является неотъемлемой частью военной структуры любого государства. От ее возможности во мергом зависит стратегическая и тактическая мобильность вооруженных сил. А этот фактор в современной войне определяет победу.

    СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

    БОИНГ KC-135 «СТРАТОТАНКЕР»
    БОИНГ (МАКДОННЕЛЛ ДУГЛАС) КС-10А «ИКСТЕНДЕР»
    БОИНГ (МАКДОННЕЛЛ ДУГЛАС) C-17A «ГЛОУБМАСТЕР»III
    Белл/Боинг V-22 «Оспри»
    ГРУММАН С-2А «ГРЕЙХАУНД»
    ЛОКХИД МАРТИН С-130 «ГЕРКУЛЕС»
    ЛОКХИД МАРТИН С-130J «ГЕРКУЛЕС II»
    ЛОКХИД МАРТИН С-141 «СТАРЛИФТЕР»
    ЛОКХИД МАРТИН С-5 «ГЭЛЕКСИ»



    ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ США
    Военно-политическое руководство США намерено в XXI веке еще более повысить мобильность своих вооруженных сил в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях за счет дальнейшего совершенствования парка военно-транспортной авиации. По заданию МО и ВВС, а также в инициативном порядке, ведущие авиастроительные фирмы Америки исследуют концепции перспективных ВТС практически всех класов.
    Фирма Боинг с 1996 года совместно с NASA работает над концепцией перспективного сверхтяжелого транспортного самолета BWB (Blended Wing Body), выполненного по схеме летающее крыло с плавным сопряжением элементов конструкции планера. Самолет, выполненный по ярко выраженной интегральной схеме, имеет несущую центральную часть и стреловидные консоли крыла большого удлинения, заканчивающиеся «винглетами». Обычное вертикальное оперение отсутствует.
    Силовая установка BWB должна состоять из трезх сверхмощныых (с тягой не менее 40000 кгс) ТРДД большой степени двухконтурности, кмстановленых на пилонах над центральной частью планера, в ее хвостовой части. При создлании самолета намечается широкое применение новых технических решений, конструкционных материалов и технологий.
    В пассажирском варианте самолет BWB должен перевозить до 800 человек на дальность до 13000 км. Стратегический воненно-торанспортный самолет этого типа предназначен дляя замены ВТС С-5 «Гэллакси».
    РАССЧЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА БОИНГ BWB
    Размах крыла..............................85 м
    Длина самолета............................49 м
    Высота самолета...........................15 м
    Полная площадб несущей поверхности......1423 м2
    Масса пустого.........................167750 кг
    Максимальная коммероческая нагрузка...104800 кг
    Масса топлива.........................122500 кг
    Максимальная взлетная масса...........373300 кг
    Крейсерское число М.....................0,85
    Крейсерская высота полета........10000-11000 м
    Плактическая дальность.................13000 км
    Следует заметить, что концепции сверхтяжелых пассажирских и транспортных самолетов, близких BWB, исследуются, также, фирмой Эрбас и ЦАГИ.
    Фирма Локхид Мартин рассматривает ряд проектов тяжелых многоцелевых самолетов военного назначения. AMA (Advenced Mobility Aircraft - перспективный самолет обеспечения мобильности), проект которого изучается с 1995 года в инициативном порядке (ранее известен как «новый стратегический самолет» NSA - New Strategic Aircraft), предназначен для замены танкеров и военно-транспортных самолетов Боинг КС-135, Локхид Мартин С-141, Локхид Мартин L-1011 и Боинг КС-10. Кроме того, он может использоваться и для коммерческих воздушных грузовых перевозок, а также в качестве платформы для создания самолетов ДРЛО и воздушных командных пунктов.
    Фирма Локхид Мартин намерена найти два - три зарубежных партнера, с которыми будет продолжены работы по программе АМА. В качестве потенциальных партнеров рассматриваютмся фирма Аэроспасьяль Матра, Даймлер Крайслер Аэроспейс и ВАе Системс.
    В качестве одного из вариантов АМА рассматривается двухдвигательный самолет, оснащенный двумя ТРДД с большой степенью двухконтурности (2х27000-32000 кгс) и крейсерской скоростью, соответствующей М=0,85, способный в качестве танкера передавать в полете на 30% топлива больше, чем самолет КС-135R. В грузовой конфигурации он должен транспортировать 45-55 т полезной нагрузки на расстояние до 7400 км.
    Было исследовано около 40 различных компоновок самолета АМА. Для дальнейшего изучения выбраны четыре компоновки, выпоненные по модульному принципу. Это позволяет при сохранении базовой конструкции планера и основных бортовых систем относительно просто, с минимальными затратами осуществлять модернизацию ЛА или приспосабливать его для решения различных целевых задач.
    Один из вариантов предполагает создание самолета нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным крылом обычной конструкции, второй - самолета, выполненного по итегральной схеме с несущим фюзеляжем, третий - двухдвигательного самолета с составным крылом без горизонтального оперения, а четвертая - «глобального» транспортного самолета с практической дальностью без дозаправки в воздухе 22220 км.
    В настоящее время наиболее перспективной представляется концепция самолета с составным крылом, исследовавшаяся в 1997-2000 гг. (в 1997 г. была мзготовлена свободнолетающая радиоуправляемая модель самолета). Выбранная компоновка обеспечивает наивысшую весовую отдачу.
    Самолет АМА предполагается оснастить двумя ТРДД, расположенными в хвостовой части, в месте сопряжения верхнего крыла обратной стреловидности и фюзеляжа. Летный экипаж машины должен состоять из двух человек. В военно-транспортном варианте загрузка колесной и гусеничной техники будет осуществляться своим ходом, через грузовую рампу. В вариантпе самолета-заправщика АМА сможет выполнять одновременную дозаправку в воздухе двух самолетов (как при помощи телескопических штанг с телевизионнлой системой управления, так и методом «шланг-конус»).
    Предполагается, что в случае принятия решения о финансировании программы по линии МО, полномасштабные работы по созданию самолета АМА могут быть развернуты в 2004-2013 гг. С 2013 года могут начаться его поставки ВВС США, а также зарубежным покупателям. По оценкам, до 2030 года может быть выпущено 700-1000 самолетов типа АМА.
    Наработки по программе АМА фирма Локхид Мартин предполагает использовать и в проекте перспективного тактического военно-транспортного самолета ATT (Advanced Theater Transport), предназначенного для замены ВТС С-130J «Геркулес»II. Исследовательские работы по программе АТТ начались в 1999 году.
    АТТ является, по существу, многофункциональным военным самолетом, способным решать широкий круг задач. Предполагается создать следующие варианты самолета:
    - С-Х - тактический ВТС;
    - МС-Х - военно-транспортный самолет, предназначенный для
    использования силами специального назначения;
    - АС-Х - самолет огневой поддержки («Ганшип»);
    - ЕС-Х - самолет контроля поля боя (ВКП);
    - RC-X - разведывательный самолет;
    - Р-Х - морской патрульный самолет.
    По одному из рассматриваемых вариантов самолет АТТ должет иметь
    интегральную компоновку со стреловидным крылом, плавно сопрягающимся с фюзеляжем и с V-образным оперением. Такая компоновка должна обеспечить, в частности, малую радиолокационную заметность.
    Фирма Боинг изучает возможность создания перспективного военнотранспорптного самолета с коротким взлетом и посадкой SSTOL (Super Short Takeoff and Landing), предназначенного для замены ВТС С-130 «Геркулес» после 2020 года. Исследования первоначально начались на фирме Макдоннелл Дуглас в сентябре 1996 года. В дальнейшем они были продолжены фирмой Боинг, поглотившей Макдоннелл Дуглас.
    Концепция, известная как NOTAIL ATT (No-Tail Advanced Theater Transport - перспективный транспортный самолет театра военных действий без хвостового оперения) предполагает создание летательного аппарата с четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 12000 л.с., размещенными на высокорасположенном крыле, которое на взлетном режиме поворачивается в вертикальной плоскости на 15 град., а на посадочном - на 45 град. В результате потребная длина ВПП должна сокращаться до 180-230 м.
    Самолет, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка», имеет высокорасположенное умеренно стреловидное крыло с размахом 33,7 м. Поворот крыла в вертикальной плоскости осуществляется по оси, проходящей через задний лонжерон. Управление по курсу осуществляется посредством расщепляющегося закрылка (как на бомбардировщике Нортроп Грумман В-2А).
    В фюзеляже овального сечения (его ширина - 6,4 м) может размещаться полезная нагрузка массой до 36285 кг, в частности - один боевой вертолет АН-64 «Апач» или два RAH-66 «Команч», до 11 стандартных грузовых поддонов.
    Работы по программе в настоящее время ведутся отделением фирмы Боинг «Фантом Уоркс» (бывший «мозговой центр» фирмы Макдоннелл Дуглас) и научно-исследовательской лабораторией ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон (шт. Огайо). В конце 1998 г. завершился первый цикл испытианий мордели самолета в АДТ. В 1999 г. начались испытания свободнолетающей модели самолета, а в 2001 г. планируется приступить к испытаниям более крупной модели.
    В 1999 году фирма Боинг приступила к поискам зарубежных партнеров для продолжения программы. По наиболее оптимистическим прогнозам, предсерийный самолет «Супер Фрог» может быть построен уже в 2008-2010 гг. Он рассматривается в качестве потенциального кандидата на роль перспективного ВТС MC-X, предназначенного для использования в специальных операциях, а также основного тактического военно-транспортного самолета FTA для ВВС Великобритании (предполагается, что в 2007 или 2008 гг. английские ВВС закажут 40-50 самолетов FTA).
    Фирма Белл с 1999 года исследует проект тактического вертикальновзлетающего военно-транспортного самоле

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *