Аутизм: болезнь или состояние души? » Читальный зал Мирта


Категория: Интересно

Аутизм: болезнь или состояние души?




  • Не нравится
  • 0
  • Нравится





  • Аутизм: болезнь или состояние души?Часто у детей Индиго наблюдается другая крайность: у них нарушена способность к общению, и тогда врачи ставят диагноз: ранний детский аутизм (от латинского слова autos — «сам», аутизм — это погружение в себя). В западной психиатрии аутизм — это не столько болезнь, сколько состояние души. У детей Индиго существует две формы протеста против того, с чем они не согласны: они либо идут на открытый бунт, возмущаются, некоторые даже голодовку способны объявить и заболеть из чувства протеста; либо уходят в себя, становятся замкнутыми, делают вид, что слушаются, но все равно делают все по-своему.

    Проявление аутизма как заболевания часто сопровождается неравномерным и искаженным психическим развитием. Причиной развития раннего аутизма могут стать неблагоприятные условия воспитания, плохое окружение, психические травмы, связанные с испугом, разлука с родителями и т. д. Детский аутизм часто проявляется в нарушениях развития речевых навыков, как, например, заикание. Такие дети могут очень долго называть себя во втором или в третьем лице, они редко употребляют слова, обозначающие близких для ребенка людей — «мама» и «папа».

    В поведении Индиго можно найти много признаков аутизма. Эти дети также отличаются чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью, агрессивным поведением и неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Поведение такого ребенка нередко крайне противоречиво: с одной стороны, он может бояться самых обычных явлений или же предметов, а с другой, у него может отсутствовать чувство реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т. п. Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате. Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

    Игровая деятельность тоже носит своеобразный характер. Ребенок предпочитает играть один, часто используя необычный игровой материал. Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, уход от тактильного контакта, иногда даже отрицательная реакция на попадание на кожу любых веществ побуждают родителей ограждать малыша от обычных «пачкающих» игр с песком и любыми притягательными для детей этого возраста сыпучими материалами. Индиго может разговаривать со своими невидимыми для взрослого человека гостями, и если вы вдруг застанете своего ребенка беседующим «с пустотой», не делайте круглые глаза. Для них это не игра, а реальность. Между собой дети Индиго открыто обсуждают то, что они видят, и даже разыгрывают целые спектакли с участием своих гостей.

    При таких «аномалиях» контакт ребенка с окружающим миром формируется очень сложно, а для развития любого ребенка его эмоциональное состояние, желание и потребность общаться с окружающими его людьми имеют колоссальное значение. Можно сказать, что незаурядные способности Индиго обрекают их на социальную отчужденность и даже крайнюю антисоциальность. Но как им найти свой социум и утвердиться в нем как личность? С аутичным ребенком очень сложно наладить взаимодействие, особенно в раннем возрасте, когда он еще очень мал и хрупок, ведь своим неосторожным вмешательством взрослые могут только навредить малышу. Но, зная особенности детей Индиго и учитывая основные принципы организации работы с ними, можно существенно улучшить состояние ребенка, достаточно быстро вызвать его на речевое общение, что поможет избежать развития многих нарушений, которые служат как бы визитной карточкой раннего детского аутизма.

    Нормальному социальному взаимодействию ребенка Индиго с окружающими часто мешает их негативизм, то есть стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком, и при попытках привлечь их к общему занятию у взрослых мало что получается. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний заставить его подчиниться своим требованиям. Но Индиго обязательно предпочтет одиночество и отвергнет занятия, которые его не привлекают.

    Абсолютно все дети Индиго с самого раннего возраста предпочитают общение со взрослыми, а не со своими сверстниками. Они, как правило, проявляют интерес к «взрослым» вопросам, для них характерна взрослая рассудительность (которой может похвастаться далеко не каждый взрослый), и они имеют уже сформированные взгляды на жизнь.

    Для Индиго всегда сложно установить контакт с обычными детьми даже в самом юном возрасте, так как в их компании они чувствуют себя просто некомфортно. Если ребенок Индиго начинает общаться со своими одногодками, то только на очень короткий период времени. Такие дети, если не находятся в кругу себе подобных, просто замыкаются в себе и кажутся некоммуникабельными. Совместимость детей Индиго можно определить тем, могут ли они поиграть друг с другом относительно спокойно хотя бы некоторое время. Если они не подрались до крови, можно считать, что дружба состоялась.

    Отгораживаясь от обычного детского коллектива, они начинают культивировать позицию «я не такой, как все», причем чаще всего это имеет далеко не позитивный подтекст. Если родители, боясь навредить своему чаду, предпочитают нанять няню, а не водить ребенка в садик, то это еще более усиливает отчуждение ребенка от своих сверстников. Из Индиго может вырасти законченный эгоист или упрямец, которому во всем потакают взрослые, и в будущем такому ребенку будет еще сложнее найти свой взрослый социум. Лучше все-таки отдать ребенка в садик, так как даже «безмолвное» общение со своими сверстниками очень важно для становления его личностных качеств.

    Безусловно, далеко не все садики готовы принять, а воспитатели понять ребенка Индиго. В таком случае надо сделать все, чтобы найти «свой» садик и воспитателя, к которому ребенок потянется сам. Поговорите с воспитателем о том, чтобы ребенок мог сам выбрать себе некоторое занятие, и тогда у ребенка будет совершенно другое отношение с садиком. К сожалению, именно непонимание и неуважение со стороны первого воспитателя приводит к тому, что у ребенка, да и не только Индиго, рождается ненависть к садику и потом к школе. Не принуждайте в садике ребенка к общению, для него будет важным сам факт нахождения среди детей, даже если он отдельно играет в уголочке.

    Этим детям очень тяжело приспособиться к рамкам существующей образовательной системы: по одним параметрам развития они значительно опережают своих сверстников, а по другим — отстают. Школы, в которых практикуют принцип свободомыслия и интересного образования и где максимально развит индивидуальный подход к ребенку, есть далеко не везде. Если нет возможности отдать его в специализированную школу, то из учебы в самой обычной школе родителям не стоит делать трагедию. В любом случае обычная школа поможет ребенку освоить навыки общения и даст разностороннее образование, а не однобокое, как бывает в специализированных школах.

    Негативные последствия прозвищ и ярлыков
    В детском коллективе, особенно в среде школьников, детям часто дают прозвища. Чаще всего они имеют весьма негативный смысл, что пагубно сказывается на достоинстве и самооценке детей. Прозвища, даваемые ребенку в раннем возрасте, чаще всего неверно отражают его сущность и действуют на детскую психику как заморозки в середине весны на цветущие деревья. Порой даже дружеские уменьшительные имена или прозвища могут стать причиной нервных срывов и отказа от посещения детского коллектива.

    Причиной прозвищ или уменьшительно-ласкательных имен чаще всего становятся неверные стереотипы мышления, навязанные культурой либо семейными традициями, а часто и неверное понимание того или иного явления. В моей жизни был случай, когда дети подвижную и очень смышленую девочку прозвали Читой — по имени обезьяны из индийского фильма. Девочка очень страдала от этого дворового прозвища и часто плакала дома до тех пор, пока ее мама не рассказала ей, что на древнем языке Индии, слово «Чита» означает ум. С этого момента девочка перестала болезненно реагировать на это прозвище, а своим обидчикам с гордостью отвечала: «Да, я действительно очень умная, и вы правильно это заметили». Дети, увидев такую реакцию, очень быстро перестали ее так называть.

    Очень многие прозвища связаны с внешним видом ребенка. Если вы услышали, что вашего ребенка дети прозывают Очкариком, расскажите ему о том, что очень многие люди, которые известны как выдающиеся ученые, врачи, писатели и т. д., тоже носили очки, и это не является недостатком внешности, а скорее свидетельством того, что они много читают и работают над собственным развитием. Прозвища очкарик и умник будут ребенком восприниматься не так болезненно.

    В семье взрослые тоже любят давать детям прозвища или же присваивать ему определенный ярлык. Эти попытки взрослых рассортировать своих детей в соответствии со своими представлениями вынуждают детей либо пассивно их принять или же бурно и с обидой протестовать против таких ярлыков. Ребенок обычно не отделяет себя от своего прозвища (или ярлыка) и в конце концов начинает вести себя именно в соответствии со смыслом, вкладываемым окружающими в это прозвище. Часто прозвище, данное из самых лучших побуждений или от гордости за ребенка, становится причиной чувства страха: «я не имею права на ошибку» или же сильного комплекса неполноценности: «я не смогу этого сделать».

    Очень часто родители, выстроив сами планы относительно будущего ребенка, ждут от него достижений только в одной этой области. Когда ребенок хочет заняться каким-то другим делом, ему запрещают это, мотивируя тем, что у него «ничего не получится». Ведь мама запланировала, чтобы ее дочь стала химиком, а дочка мечтает о карьере балерины! Не очень разумная мама будет говорить девочке о том, что у нее неподходящая комплекция, что она не очень гибкая и у нее совершенно другие способности. Такой подход может послужить только тому, что ребенок будет чувствовать свою ограниченность, а этого следует всячески избегать. Не стоит сравнивать ребенка с членами семьи и уж тем более ожидать, что они выберут такую же профессию. Было бы очень просто самому начать программировать его будущее. Лучше скажите себе, что все дети разные, и вам не следует навешивать на него ярлык «будущего ученого», если у него другие интересы, и помогите ему найти собственный путь.

    Прежде чем называть своего ребенка неряхой, вспомните, сколько раз вы сами небрежно заправляли постель или в спешке разбрасывали свою одежду по комнате? Подумайте, не является ли ваш ребенок невольно зеркальным отражением ваших собственных не очень положительных черт характера? Может, вместо того чтобы говорить вашему ребенку, что у него в комнате настоящий кавардак и вы уже не знаете, как заставить его собрать разбросанные по всей комнате листы бумаги с рисунками, сказать ему что-то вроде этого: «Мы с тобой оба творческие натуры, у нас много самых разных мыслей и желаний, поэтому нам и не хватает времени на уборку. Но для того, чтобы не потерять то, что уже сделано, лучше сложить все по местам, ведь это все еще может пригодиться».

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *