Категория: Интересно

Гиперактивность Индиго: божий дар или божье наказание?




  • Не нравится
  • +17
  • Нравится





  • Гиперактивность Индиго: божий дар или божье наказание?Испокон веков дети не слушались родителей и плохо вели себя, и воспитание детей всегда было проблемой номер один. Многие российские ученые еще несколько лет тому назад о существовании детей Индиго даже не подозревали. Если американцы, признавая болезненные проявления нового поколения, признают за ним особые способности, то русские чаще всего наклеивают ему ярлык негатива. Высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение и в строении мозга, и в психическом развитии. По мнению выдающегося российского генетика В. Эфроимсона, такой дар выпадает примерно одному из тысячи. Развивается он в нужной мере — у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Ученый изучил биографии многих выдающихся людей. В результате своих исследований он сделал вывод о корреляции гениальности с
    рядом врожденных отклонений в обмене веществ. К сожалению, чаще всего рассказывают о трудных и непослушных детях Индиго, так как именно их родители первыми забили тревогу. Вот и сложился стереотип — раз Индиго, значит, неуправляемый. Но чаще всего это совсем не так! Есть очень заботливые, нежные и ранимые дети Индиго.
    И если ребенок Индиго будет чувствовать понимание со стороны взрослых, то он может быть непринужденным и любящим. Часто в связи с высокой одаренностью детей Индиго и вследствие их непонимания, неприятия со стороны родителей и окружающих у таких детей формируется асоциальная модель поведения, так как это во многих случаях единственная и доступная им форма протеста в раннем и подростковом возрасте. Когда к ним относятся только с негативными оценками, они просто злятся, поскольку их ценность подвергается сомнению. Такое обесценивание, как и навязывание только положительных моделей поведения в конце концов окончательно подавляет психику ребенка. Часто Индиго ощущают себя белой вороной, затесавшейся в стаю черных. Причиной неадекватного поведения ребенка является не его болезнь, а болезненная реакция на отношение к нему: ведь сами взрослые часто провоцируют детский бунт, а дети только борются за свое место в жизни и право оставаться самими собой.

    Одной из самых серьезных проблем Индиго оказалась их гиперактивность. В Америке детям Индиго сначала ставили диагноз СДВГ — «синдром дефицита внимания» + «гипервозбудимость» и старались их вылечить психотропными таблетками. Любые необычные особенности такого ребенка чаще всего трактовались как отклонения в психике или заболевание. Диагноз часто был ошибочным, так как врачи не могли понять истинного состояния ребенка. Многие дети с подобным ярлыком мыслили нелинейно, но ведь это не является признаком заболевания или же недостатком! За их неспособностью посидеть тихо, сконцентрировав свое внимание, стояла боль.
    Негативный смысл ярлыка «гиперактивные» убеждает детей Индиго в том, что они, действительно, «другие», но уже в плохом смысле. Постепенно ребенок начинает стесняться, замыкаться в себе и даже ненавидеть себя. У него постепенно развивается комплекс неполноценности, и он под действием депрессивного состояния может заболеть. Все его физические и душевные силы направлены на то, чтобы стать, или хотя бы казаться, таким, как его сверстники, и на развитие своих способностей и индивидуальности у него уже сил не хватало. Этот замкнутый круг негативного поведения и настроения приводит к развитию депрессии и утраты веры в себя и свои способности.

    Дети Индиго являются «возбудителями спокойствия» и не хотят слушаться взрослых, так как старые методы воспитания и прямые просьбы во многих случаях просто не действуют. Часто дети, которым был поставлен диагноз СДВГ, после того как изменилось к ним отношение родителей и преподавателей в школе, переставали нуждаться в медикаментозном лечении. Детский психолог Кэти Паттерсон считает, что если эмоциональное состояние детей после изменения отношения к ним со стороны взрослых стало приходить в норму, то такие диагнозы детям были поставлены ошибочно! Бесспорно, есть дети с реальными неврологическими нарушениями, которых необходимо лечить с помощью лекарственных препаратов, поскольку они не в состоянии сами контролировать свое поведение. Некоторые родители, использующие седативную терапию, считают, что это самый лучший вариант решения всех проблем. Ребенок начинает вести себя лучше и выглядит более спокойным. Но позднее, во взрослой жизни, если прием лекарств прекращается, то реакция подростка может напоминать действия джинна, вырвавшегося наконец-таки из бутылки.

    Современные психологи не рекомендуют меди-каментозно сильно понижать внутричерепное давление, особенно на первом году жизни. Они считают, что впоследствии любое вмешательство может спровоцировать обострение сложных негативных черт Индиго. Подавленная младенческая гиперактивность может привести к более серьезным проблемам через 5-6 лет, когда ребенок будет просто не в состоянии сидеть более 2 минут на одном месте. Многие из препаратов замедляют процессы взросления. Такое лечение и диагноз умственно отсталого может нанести гораздо больший вред его индивидуальности, чем сами симптомы. Даже взрослого человека подобное отношение может привести к отрицанию своих внутренних достоинств и развитию комплекса неполноценности. Поэтому, прежде чем ставить такой диагноз и начинать лечение, необходимо тщательнейшим образом исследовать все симптомы. Гиперактивность может являться признаком других заболеваний и состояний, в частности умственной отсталости. Однако при тестировании психологами новых «проблемных» детей результаты были просто ошеломляющими — уровень интеллекта детей был чрезвычайно высок даже при видимом дефиците внимания и крайней гиперактивности. Индиго оказались прекрасно развиты и знали то, что зачастую и не входит в обязательную школьную программу. Но даже если они плохо воспринимают школьную программу, то все равно идут в развитии по своему особому пути, и результат изучения предметов, которые им интересны более всего, часто оказывается гораздо выше и интереснее, чем у их одноклассников со средними показателями общей успеваемости.

    Чаще всего формальные оценки или тесты на знание школьной программы не являются реальным показателем способностей детей. Дети, оказываясь в неблагоприятной обстановке или же страдая дефектами речи, стесняются демонстрировать свои знания. Многие дети, которым ставят диагнозы СДВГ, имеют на самом деле способности выше средних, и действительная проблема неуспеваемости детей заключается как раз в том, что в школе учителя не признают этого!

    Кэти Мак-Клоски, доктор философии, принимавшая участие в исследовании детей Индиго, рассказывает о результатах психологического тестирования трех детей, направленных в общественный Центр умственного здоровья детским психологом после жалоб родителей и учителей на неадекватное поведение и дефицит внимания. Хотя на приеме ни один из указанных симптомов дети не проявили, однако родители по-прежнему говорили о полной неуправляемости детей. Одну девочку безуспешно держали на риталине и сайлерте, которые обязательно приписывали детям с СДВГ. Ее родители утверждали, что никакие методы лечения не помогали и девочка «всегда вела себя так».
    При общении с ней психолог пришел к выводу, что эта девочка не по годам мудра, ее взрослость явно отражалась во взгляде и словах. Сама девочка рассказывала о том, что она «древняя душа», но, кроме нее, в это никто не верит! В ходе тестирования IQ вербальные способности ребенка соответствовали показателю 129, а визуально-пространственное восприятие— 112. Чтобы эти цифры были лучше понятны тем, кто не знаком со шкалой IQ, надо сказать, что показатель ниже 69 соответствует слабоумию, 70~79 — состояние, граничащее со слабоумием, 80-89 — способности ниже средних, 90-109 — средние способности, 110-119— уровень выше среднего, а 120-129— высокий уровень, выше 130 — уже высочайший уровень интеллекта.

    Тестирование показало, что девочка прекрасно справляется со школьной программой и по некоторым предметам оставляет далеко позади своих одноклассников со средними показателями. Все результаты ее тестов были намного выше, чем у ее сверстников, но тем не менее девочку оставили на второй год! После консультации с врачами родители, убедившись в нормальности своей дочери, перевели ее в специализированную школу с индивидуальным обучением. К счастью, родители своевременно обратились к нужным специалистам и теперь относятся к дочери как к особенному ребенку, признав ее одаренность.

    Да, для таких детей характерна неустойчивость психики. Они могут весело смеяться и бегать вокруг стола, а уже через пару минут без всякой видимой на то причины устраиваются тихонько в уголке, где их никто «не достанет», и с отрешенным видом размышляют о чем-то своем. Сегодня многие психологи объясняют поведение детей Индиго тем, что у них слишком много внутренней энергии, которая не может найти себе выхода: реализовать все те идеи, что рождаются в их нестандартных головках, просто невозможно! У этих детей энергии хватило бы на то, чтобы запустить динамо-машину.

    Гиперактивность Индиго создает родителям и учителям массу проблем. Редко какой воспитатель или педагог может увлечь их чем-нибудь хотя бы на полчаса, а результатом этого являются жалобы учителей на рассеянность, неусидчивость и плохое поведение на уроках. Здесь можно привести следующие контраргументы: тот ребенок, у кого его гиперактивность действительно является неврологическим заболеванием, не в состоянии долго сосредоточиваться на одном занятии. Малейшая сложность — и его внимание то и дело переключается на другой объект. У «новых» детей наблюдается несколько другая картина — их просто невозможно оторвать от занятия, к которому они проявляют интерес. Трудности их не останавливают, сложные задачи для них не препятствие — это только является стимулом и прибавляет азарта. Они свои резервы направляют на то, чтобы всегда добиваться успеха. Индиго преуспевают в этом, достигая поставленной перед собою цели просто с головокружительной скоростью!

    Они усидчивы и сосредоточенны до тех пор, пока полностью не удовлетворят свое любопытство. Дети впитывают в себя знания, как губка, особенно если их увлекает этот предмет, так как понимают, что его изучение может дать им более высокий уровень развития в той области, которая их заинтересовала.
    Психология супердетей еще только начинает становиться предметом научных исследований. Поскольку общество еще не пришло к ясному пониманию, кто такие дети Индиго, то специалисты, занимающиеся воспитанием и образованием детей, еще не один раз столкнутся с проблемой различия одаренных детей от просто неадекватных и реально больных. И те, и другие могут в школе плохо учиться и плохо вести себя. У детей Индиго это происходит в силу того, что они гораздо быстрее усваивают учебный материал, и им становится неинтересно, а в оставшееся время они просто занимаются своими делами и не обращают внимания на учебный процесс.

    Уже сейчас существует проблема определения, какой ребенок является одаренным созидателем — Индиго, а какой — «разрушителем». Поведение и одаренного ребенка, и «разрушителя» характеризуется нестандартностью, переходящей порой в неадекватность, так как они не вписываются в среднестатистические рамки поведения. У «детей-разрушителей» плохая успеваемость обусловлена их низкой способностью к обучению. У этих детей много похожих черт поведения, но в своей основе они совершенно разные. Вот несколько «официальных» признаков, по которым детей Индиго называют трудновоспитуемыми и отправляют домой, к врачу или же в спецшколу: не умеет концентрироваться, невнимателен, не слушает, когда с ним разговаривают; часто забывает и теряет свои вещи.

    Ключом для взаимопонимания с такими гиперактивными детьми может стать творческий диалог и разрешение им действовать активно, но под присмотром взрослого человека. Если учитель «от Бога», он обязательно интуитивно почувствует таланты ребенка и обязательно найдет к нему индивидуальный подход без ущерба для процесса обучения и т. д. Человек с логическим мышлением вряд ли сможет найти общий язык с интуитивным и гиперактивным ребенком, каким является ребенок Индиго — он либо «сломает» его, либо запишет в недоразвитые. Если сказать образно, то если кузнец будет пытаться учить ребенка играть на фортепьяно, можно только представить, каковы будут плоды такого обучения. Дети Индиго нуждаются больше всего не в воспитании в соответствии с общепринятыми стандартами и обеспечении своего физического тела едой и обстановкой, а в дальнейшем развитии их разума — сущности, родившейся не в материальном мире, а данной им Творцом. Основной задачей родителей должно стать придание правильной направленности энергии Индиго, и к этой задаче следует отнестись с должным пониманием и радостью. Только получая искреннее признание, поддержку и ободрение, дети Индиго могут стать радостью для своих близких. В противном случае они будут проявлять только упорство и бороться собственными методами с авторитетом взрослых. Умение принимать Индиго такими, какие они есть, особенно в трудные периоды их жизни, требует от родителей искренней убежденности и понимания той ответственности, которую на них возложила Природа.

    Советы психолога
    1. Поговорите с ребенком откровенно и скажите ребенку, что вы очень нуждаетесь в его любви и помощи. Ваше искреннее уважение к нему может оказаться самым главным залогом успеха в преодолении многих проблем.
    2. Внимательно понаблюдайте за ним и постарайтесь определить причины его поступков, направленных на «разрушение». Попытайтесь дома выработать четкую систему взаимоотношений, где все условия обсуждаются совместно с ребенком. Определите правила поведения, обязательные для вас и ребенка, а также обсудите вместе с ним предполагаемые последствия каждого поступка.
    3. Если врач-невролог поставил ребенку диагноз гипертонус и признал его «трудным», обратитесь к психологу и проведите тестирование. Вполне возможно, что не все дети Индиго продемонстрируют высокие показатели одаренности по всем параметрам теста, однако хотя бы по одному параметру (или вспомогательному тесту на IQ) многие покажут очень высокий уровень. Знание школьной программы чаще всего будет соответствовать среднему уровню.
    4. Чтобы ребенок мог справиться с избытком физической энергии, ему необходимо создавать возможности для разрядки. Это могут быть ролевые игры, где он выразит свои эмоции, как ему нравится, и будет выполнять физические действия, например, громко звать кого-то на помощь, кружиться на одном месте, кувыркаться и т. д.
    5. Найдите такое занятие для ребенка, где бы он мог проявить свою заботу. Это дело должно носить регулярный характер, например: кормить рыбок или кошку, гулять с собакой, поливать цветы. Ребенку надо объяснить, что если он забудет о своих обязанностях или будет относиться к порученному делу безответственно, то его питомцы могут заболеть и даже погибнуть.
    6. Если ребенок продолжает сопротивляться всем вашим предложениям, обратите внимание на свою манеру разговаривать с ним. Возможно, что своей реакцией в такой непримиримой манере он пытается создать новую модель своего существования, где бы можно было проявить свои скрытые таланты и способности и выйти на более высокий уровень развития.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *