Категория: Интересно

Индиго: многогранность одаренности




  • Не нравится
  • +5
  • Нравится





  • Индиго: многогранность одаренностиЧеловек, обладающий врожденным талантом,
    испытывает величайшее счастье тогда,
    когда использует этот талант.
    И. Гете


    Открытие одаренности собственного ребенка у родителей должно порождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не озабоченность, которая может лишить их основы понимания самой важной для растущего человека связи — связи между родителями и детьми.
    Говорится это не для того, чтобы приуменьшить проблемы воспитания ребенка, который меньше спит, больше изучает и принимает, больше говорит, но для того, чтобы помочь всем взрослым разобраться в этих проблемах. Если вы как родитель или же педагог имеете дело с ребенком Индиго, считает доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и психофизиологии ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена В. Каменская, необходимо учитывать в первую очередь два наиболее значимых момента: их эволюционную про двину тость и интеллектуальную одаренность.
    С 1989 г. в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся одаренными детьми. Одним из самых трудных вопросов, на который пытаются сегодня ответить психологи и педагоги, это вопрос: на каком этапе жизни можно выявить одаренность и уникальность новых детей? Пока не будут определены четкие критерии одаренных детей, проблема диагностики и развития Индиго не может быть решена окончательно. Каждый ребенок по-своему уникален, и его уникальность проявляется в персональном наборе данных: физических, интеллектуальных и духовных. Это тот набор качеств и даров, полученных извне, который определяет его старт в жизни. Когда у ребенка проявляются большие способности, это чаще называют даром, и нужно понимать, что эти дары он скорее всего получил от Творца, а не от родителей, которые, вполне возможно, не особо блистали талантами.
    Часто понимание одаренности детей сводится лишь к их способностям. Причина этого в том, что в течение 100 лет существования психологии как самостоятельной науки творческие способности рассматривались как максимальный уровень развития способностей. Сами по себе способности еще не тождественны творческому потенциалу человека. В 50-е годы прошлого столетия наблюдалась тенденция выделять некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту, и исследования базировались на трех показателях: способности к обучению, релевантности тестов интеллекта и креативности. Эти три показателя легли в основу классификации одаренности в качестве самостоятельных критериев трех разных видов: академическая, проявляющаяся в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний; интеллектуальная и творческая.

    Одаренность очень многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются следующего определения одаренности. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    В 1998 г. вышла в свет книга «Рабочая концепция одаренности», подготовленная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Д.Б. Богоявленской. Эта работа была первой попыткой разработать научный подход к решению проблем одаренных детей в нашей стране. Автор «Рабочей концепции» считает, что научно обоснованное понятие одаренности необходимо не только для того, чтобы правильно проводить диагностику одаренных людей. По ее мнению, одаренность обеспечивает прогресс, высшие достижения, на которые способен человек. Это высшее новообразование психики. Это цель психического развития. Представление об одаренности, изложенное в «Концепции», значительно отличается от привычных представлений об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка. Одаренные дети — это дети, имеющие настолько высокий потенциал, что способны одаривать окружающих новыми идеями, творческими произведениями и вовлекать их в позитивные социальные дела. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания одаренного ребенка и определяет гуманистическую направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

    В отличие от музыкальной, художественной, спортивной одаренности интеллектуальную одаренность не всегда можно определить в раннем возрасте, а при отсутствии специально созданной развивающей среды подобная одаренность может вовсе не проявиться. Потенциальная одаренность присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность и гениальность демонстрирует только часть детей. Но очень трудно в «гадком утенке» разглядеть будущего прекрасного лебедя! Проблема идентификации одаренности до конца пока не решена, поскольку традиционные психометрические методики (тесты интеллекта, измеряющие уровень конкретных умственных операций и креативности) не могут быть единственными критериями для идентификации одаренности, и проблему воспитания и развития одаренных детей нельзя ограничивать только составлением программ обучения. В первую очередь необходимо обеспечить условия для формирования внутренней мотивации деятельности, систему тех ценностей, которые могут создать основу становления духовности личности.
    Особо яркая одаренность или талант характеризуются не только наличием больших способностей, но и многими другими интеграционными процессами «внутри» талантливой личности, интенсивность и полнота которых и определяют динамику индивидуального развития одаренности. При регрессе этих процессов одаренный человек теряет свои способности. Отличительной характеристикой одаренных детей является стремление к творческой деятельности; эти дети не знают страха и всегда могут пойти на риск.

    При исследовании феномена Индиго легко смешать два совершенно разных явления: ребенок, вундеркинд и ребенок Индиго. Дети, вундеркинды, у которых хорошо развиты навыки быстрого обучения, могут легко научиться многому. Вундеркинды обычно прекрасно учатся, и в школе, и в вузе у них высокие оценки, а у детей Индиго с успеваемостью чаще всего возникают проблемы, так как их мало интересует процесс стандартного обучения. Вундеркинды могут проявлять хорошие способности, изучая большое количество предметов и наук, и освоить огромное количество профессий даже в юношеском возрасте. Они могут стать прекрасными профессионалами, но не гениями в своем деле. В отличие от детей-вундеркиндов Индиго — это одаренные, а не просто способные дети, они обладают врожденными дарами и талантами, которые раскрываются или могут быть развиты без дальнейшего обучения. Одно дело — научиться чему-либо благодаря своим способностям и усидчивости, а другое — делать это благодаря своим дарам. Если вундеркинд может выучить несколько иностранных языков, то Индиго может и без обучения заговорить на них. Дети Индиго — гении в том, к чему предназначены, они способны делать открытия интуитивно, а не на основе знаний, которые получили в результате обучения. Они способствуют прогрессу человечества, привнося в общество новые идеи и взгляды. Обычно ребенок уже к четырем годам обнаруживает 50% тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70%, а к восьми — 90%, но у малышей Индиго способности заметны уже чуть ли не с пеленок. В то же время известно, что для детей Индиго характерно недостаточное развитие произвольности, навыков, волевой регуляции, и им сложно постигать основные законы общения, принятые в коллективе. Это усугубляется тем, что основной деятельностью Индиго может быть только такое занятие, которое не требует особых усилий с их стороны. Но когда ребенок что-то делает по призванию, то это для него не является трудным делом.

    Так как у детей Индиго много различных врожденных талантов и их одаренность на несколько порядков выше в сравнении с вундеркиндами, они могут проявлять не только таланты, но и разносторонние способности. У них могут быть способности к музыке, но проявят свой талант именно в экономике, они могут заниматься творческой деятельностью и быть талантливыми программистами. Дети Индиго прекрасно понимают, что отличаются от остальных детей. Стандартные формулировки «золотая середина» и уж тем более «серая мышка» к детям Индиго просто неприменимы. Одним из известных примеров ребенка Индиго является мальчик, в 5 лет освоивший весь мировой репертуар произведений для скрипки и в том же возрасте выступавший с оркестром уже взрослых музыкантов в качестве первой скрипки. Доктор философии Дорин Вертью считает: «Дети Индиго рождаются одаренными от Бога. Однако наше закостеневшее общество, привыкшее к традиционному энергообмену, душит в них таланты».

    А сколько родителей даже не допускают мысли, что их ребенок действительно одарен. Что же это такое — одаренность Индиго и как она может проявиться в совсем маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Наряду с этим может быть отмечено и ненасытное любопытство, и отличная память, и отсутствие внимания. Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, однако далеко не все одаренные и талантливые дети прямо в детстве могут поразить родителей своими талантами.
    Для большинства одаренных детей характерны следующие качества.

    С ранних лет проявляется повышенная восприимчивость ко всему окружающему его миру. Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети впитывают все окружающее. Лучший предвестник их учебных успехов — способность в раннем детском возрасте следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями (Бертон Уайт. 1971).
    Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений во время своих исследований. Его отличает упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, и повышенная концентрация внимания на чем-либо, а также глубокое погружение в стоящую перед ним проблему. Постройка какого-нибудь «инженерного сооружения» в песочнице или плотины на ручейке для него гораздо более важно, чем время обеда или неминуемый дождь. А вот сидеть на месте спокойно, если надо заниматься делом, не являющимся для него личным интересом, для Индиго очень трудно.

    Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему так происходит?», «Что будет, если изменить условия?». Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (перескакивания через этапы) и присуща исключительно всем детям Индиго. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, так как их внутримозго-вая система является более разветвленной, с большим числом связей. Это своего рода кнопка: а что, если? Она все время готова к действию.
    Индиго предпочитает выбирать сам для себя способ обучения и приобретает знания эмпирическим путем, отказываясь от пассивного обучения и зубрежки.

    Наиболее частое проявление одаренности — ранняя речь и большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями. Умение ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие гении с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, могут выразить их собственные понятия и воображаемые события. Они предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
    Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, — коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции. Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.

    Функция интеллекта человека заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как для желудка переваривать пищу. Стремление человека к познанию и стимулированию разума — такая же насущная необходимость, как голод и жажда. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается просто громадным «аппетитом» — да еще и «гарган-тюанской» способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. Правда, они иногда стремятся «откусить» больше, чем могут «прожевать». В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто берутся за такие предприятия, с которыми не могут справиться, и пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». У них огромный запас энергии и желание попробовать себя на любом поприще, где можно что-то творить. Советская поэтесса Агния Барто в своем стихотворении описала типичного Индиго: «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота!»
    С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

    В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы —поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их речевые способности могут привести и к тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости, а это усугубляет проблему.
    Индиго легко теряет эмоциональное равновесие, так как, преисполненный великими идеями, часто испытывает недостаток в ресурсах и людях, способных помочь ему воплотить свои замыслы. Такой ребенок предпочитает общение с эмоционально-устойчивыми и спокойными взрослыми, но тут же может восстать против их авторитета, если они не ориентированы на уважительное к нему отношение.
    Одной из наиболее важных черт внутренней гармонии одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Часто талантливые дети просто обожают игру слов, шутки и «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
    Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *