Категория: Интересно

Дубровник




  • Не нравится
  • 0
  • Нравится





  • Дубровник«Природа и история протянули друг другу руки, создали здесь на берегу Адриатики каменную сказку» — так образно говорят жители Дубровника о своем уникальном, пожалуй, единственном в мире городе-музее, сплошь состоящем из архитектурных памятников. Природа действительно не обделила Дубровник своими красотами. Его старая часть — могучая средневековая крепость — как бы вырастает из глубины лазурного моря. Эффектно выглядят и горы, охватывающие . город гигантским амфитеатром. А вишневые сады, цитрусовые рощи, виноградники, лежащие у подножия гор, похожи на драгоценные ожерелья.

    Что касается истории, то она тоже была богатой на судьбоносные события. Дубровник возник в VII в. как город древних славян. Впоследствии был он под властью Византийской империи; с 1205 г. по 1358 г. им правила Венеция; какое-то время город считался вассалом Венгрии. И все эти годы крупный торговый центр, связывавший Запад и Восток, лавировал между различными государствами, стремящимися к господству на Далматинском побережье. Но, извлекая выгоды из сложных политических ситуаций, Дубровник неизменно отстаивал свою самостоятельность и независимость.

    В XIV в. Дубровник из типичного для Далмации самоуправляющегося города-коммуны окончательно превратился в город-республику по типу Венецианской. С XV в. он становится центром далматинского гуманизма и самобытного славянского Возрождения. Не случайно поэтому Дубровник часто называют и «славянскими Афинами», и «славянской Венецией». Сюда, спасаясь от турецкого ига, приезжали многие деятели культуры Сербии, Болгарии, Византии и других балканских стран.

    Создание огромного комплекса могучих защитных сооружений началось сразу же после основания города и велось на протяжении всех последующих столетий. Наиболее интенсивное строительство приходится на XIV—XV вв., то есть на период господства самого опасного врага Далмации — Оттоманской империи. Именно тогда крепость обрела облик, который и ныне восхищает гостей и туристов. Сооружение же отдельных фортов и реконструкция старых продолжались до конца XVII века.

    Городская крепость является великолепным памятником военно-инженерного зодчества эпохи Средневековья. Она представляет собой сложную систему укрепленных стен и башен-фортов, а в плане имеет форму неправильного многоугольника. Протяженность ее стен — около двух километров; высота отдельных частей стены достигает 22 м, а ширина на различных участках — от 1,5 м до 5 метров. Наиболее мощные широкие двойные стены возведены со стороны материка, где опасность нападения была особенно велика. По периметру стен расположено 14 полукруглых башен и 4 мощных бастиона. В комплекс крепостных укреплений входят еще два отдельно стоящих форта, один из которых, Св. Лаврентия (или Ловренац), защищает город с запада; другой, Ревелин, является надежной защитой восточных стен и расположенной здесь гавани.

    По верху крепостной стены почти на всем ее протяжении проложен широкий проход, огражденный с обеих сторон высоким каменным парапетом, благодаря чему во время сражений защитники крепости могли свободно маневрировать. Сейчас же здесь всегда полно туристов: сверху великолепно виден Дубровник и его окрестности.
    С западной стороны располагаются ворота, ведущие в крепость из района Пиле. Они находятся в высокой полукруглой башне. Над широким арочным проемом ворот в толще стены башни устроена ниша. В ней помещена созданная еще в XIV в. статуя Св. Влаха, покровителя города, который держит в руке модель Дубровницкой крепости.

    Путь по стене от входной башни ведет на верхнюю смотровую площадку угловой башни Бокар, расположенной на большом выступе скалы, резко выдвинутой в море. Вместе с мощным фортом Св. Лаврентия форт Бокар был одним из главных в системе укрепления Дубровника со стороны водной акватории. Заканчивается южная стена мощным бастионом Св. Ивана, перестроенным из двух фортов, созданных в XIV—XV веках.
    Дубровник
    Там, где стена резко сворачивает на юг к морю, находится наиболее величественная из башен — Минчета; возведенная на самом высоком месте крепости, она возвышается над всем городом и видна отовсюду. По убеждению жителей Дубровника, двухъярусная Минчета — не только самая могучая, но и самая элегантная башня. Свое название она получила по имени знатной семьи Минчетичей, на земле которых была воздвигнута. Круглая в плане, башня имеет две смотровые площадки на первом и втором ярусах, стены ее прорезаны по верхнему краю высокого нижнего яруса квадратными бойницами, а изящный резной пояс украшает завершение второго яруса. Именно Минчета всегда изображается как своеобразный символ Дубровницкой республики. От башни Минчеты по направлению к морю дорога ведет к старым городским воротам. Здесь начинается Страдун (или Плаца) — главная улица старого города, прямой стрелой пересекающая его с запада на восток и выходящая к другим крепостным воротам — Рыбарским, рядом с фортом Ревелин.

    Внутри крепости расположено множество древних архитектурных памятников, наиболее значительные из которых — церковь Спаса, Большой фонтан, Францисканский монастырь и Кафедральный собор.
    Небольшую по размерам церковь Спаса, расположенную в самом начале Страдуна, местные жители любовно называют своей «маленькой каменной драгоценностью». Построенная в 1520—1528 гг. местным архитектором и скульптором Петром Андричем церковь является великолепным образцом архитектуры далматинского Возрождения. Поэтажное членение фасада подчеркнуто сильно выступающим карнизом. Стены декорированы двумя рядами пилястров с сочными резными капителями. Изящный портал с фронтоном поддерживается двумя колонками. Стройный и на редкость гармоничный фасад церкви с характерным славянским трехлопастным завершением украшен в верхней части большим круглым окном — «розой», единственным элементом, взятым от готических соборов.

    Между церковью Спаса и бывшим монастырем Св. Клары, почти в центре немного расширяющейся в этом месте улицы, размещается Большой источник, или Большой фонтан Онофрио, известный также и как Онофриев колодец по имени создавшего его в 1436—1438 гг. архитектора из Неаполя Онофрио де ла Кава. Фонтан настолько понравился горожанам, что они подарили его создателю дом в городе и дали большое денежное вознаграждение.

    С тех пор Большой фонтан Онофрио стал одной из достопримечательностей города. По своему архитектурному решению он в некоторой степени напоминает уличные фонари итальянских городов. Невысокое многогранное сооружение перекрыто куполом с большим круглым отверстием в центре. Стены выложены из небольших квадров светлого камня. На стыке граней стены — тонкие колонны с резными капителями. Между ними помещены квадратные каменные вставки с декоративной резьбой в виде крупных стилизованных листьев, окружающих маски, изо рта которых струится вода.

    Рядом с церковью Спаса стоит суровое здание с высокой колокольней — Францисканский монастырь. Он был основан в ХIII в., когда возникли два наиболее известных ордена нищенствующих монахов — доминиканский и францисканский, поддерживаемые официальной церковью в борьбе с вольнодумством и ересями. Несколько мрачный фасад с подчеркнуто грубой кладкой прорезан на втором этаже (отцепленном от высокого первого поэтажной тягой) рядом окон с небольшими фронтончиками. Превосходный позднеготический портал создан в 1499 году. Обилием скульптурного и орнаментального декора он резко выделяется на фасаде здания. Над дверным проемом, обрамленным тонкими парными колонками с ажурными Крестоцветами посередине, размещена сложная скульптурная композиция. Центральная группа — традиционная «Пиета» — вкомпонована в трехлопастную стрельчатую арку с круглыми завитками декоративных листьев по краю. Фигуры бога Саваофа над аркой и двух святых по ее сторонам подчеркивают устремленность вверх всей композиции портала.

    Пристроенная в XIV—XV вв. к зданию колокольня, увенчанная небольшим восьмигранным куполом, — также одно из старейших сооружений в городе и, кстати, самое высокое (44 м). Несколько суровый и строгий внешний вид колокольни, ее приземистые и тяжелые формы, явно тяготеющие к романскому стилю, смягчаются стройными стрельчатыми готическими арочками среднего яруса.
    Наибольший интерес в комплексе Францисканского монастыря представляет внутренний монастырский дворик, окруженный великолепной галереей — аркадой. Такие дворики создавались всегда рядом с монастырской церковью, как бы связывая ее с остальными постройками. Обычно во второй этаже помещений, выходящих окнами на дворик, размещались спальни монахов; одна из его сторон замыкалась трапезной. Дворик Францисканского монастыря — редкий сохранившийся образец такого рода построек, ставших традиционными в далматинском зодчестве.

    Большие арки внутренней обходной галереи дворика с глухой верхней частью, украшенной лишь огромными круглыми окнами, опираются на мощные четырехугольные столбы. Внутри каждого арочного проема архитектор поместил еще по пять пар тоненьких изящных шестигранных столбиков-колонок, поддерживающих маленькие полуциркульные романские арочки. Резные канители этих колонок исключительны по мастерству исполнения. Причем ни одна из них (а их более 60) не повторяет другую. Они украшены вырезанными в камне крутыми завитками цветочных венков и крупных листьев, среди которых помещены маски людей и чудовищ, изображения фантастических и реально существующих животных.
    Дубровник
    В конце улицы Страдун — площадь, на которой находятся наиболее известные архитектурные памятники Дубровника: церковь Св. Влаха в барочном стиле, здание бывшей таможни — Дивона; Городская звонница — стройная четырехгранная башня с часами; Княжев двор (или дворец Ректора) и огромный Кафедральный собор, сооруженный в 1671— 1689 годах.

    Согласно древней легенде, первый собор на этом месте (разрушенный землетрясением в 1667 г.) был воздвигнут по приказу английского короля Ричарда Львиное Сердце. Возвращаясь из Третьего крестового похода, он потерпел кораблекрушение вблизи Дубровника, у острова Локрум, но благополучно спасся и провел несколько дней на Далматинском побережье.
    Трехнефный собор в плане имеет форму латинского креста. Огромный купол на высоком барабане парит над городом, он виден отовсюду. Обработка боковых стен полукруглыми, почти глухими арками с полукруглыми окнами в верхней части и пилястрами, очень строга, сдержанна.

    Наиболее эффектно решен главный двухъярусный фасад с массивными колоннами, пилястрами и нишами, в которых размещена декоративная скульптура. Второй ярус, возвышающийся только над центральным нефом, увенчан фронтоном с отходящими в стороны по всей высоте яруса огромными волютами. Широкие и пологие лестницы подводят к трем входам.
    Внутри собора внимание привлекает главный алтарь, где находится живописный полиптих. В его композицию включены изображения сцен «Успения Богоматери», «Благовещения» и несколько фигур епископов и святых. Этот полиптих приписывается кисти Тициана и его учеников.

    Таков обобщенный вид непревзойденного архитектурного памятника, хранящего бесценные сокровища национальной культуры. Памятника, у которого есть одно общее название «Дубровник», а говоря поэтическим языком — «жемчужина жизнерадостной, солнечной» и приветливой Далмации».

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *