Категория: Интересно

Ацтеки




  • Не нравится
  • +8
  • Нравится





  • АцтекиГосударство собственно тольтеков — не тольтеков-майя или майя - тольтеков на Юкатане, а оставшихся в центральной долине Мексики тольтеков — развалилось еще в XII веке под натиском диких полчищ варваров, иначе называемых чичимеками (так и хочется привести похожее русское слово чучме..., но нельзя — политкорректность не разрешает).

    Среди них были и примитивные охотники, и уже начавшие что-то соображать землепашцы, причем среди землепашцев было уже и некое племя ацтеков. Сами ацтеки называли себя мешиками — от слов то ли «луна», то ли «кактус», то ли «заяц», хотя Ершова приводит объяснение слова «ацтеки» (которое она считает необходимым переделать в «астеки», но теперь это все равно, что бороться за мужской род слова «кофе»).

    Дело в том, пишется в этой книге, что ацтеки (аСтеки) проживали, в частности, на озере Астлан, что означает «Место цапель». Есть и третье название народа — науа, поскольку так называется ацтекский язык юго-ацтекской лингвистической группы.

    Чтобы закончить с этой лингвистикой, отметим, что от слова «мешика» и произошло испанское название страны Мехико, поскольку испанцы заменили «ш» на «х». А в русском вообще возникла дурацкая путаница — при передаче названия страны испанское «х» прочли как «кс» и получили Мексику, а в названии столицы ту же самую букву «х» прочли как русское «х» и получили Мехико. Впрочем, мы ведь сумели каким-то фантастическим образом прочесть столицу Франции город Пари как Париж, а страну Ниппон как Японию.

    О господи! В книге Ершовой приведено еще одно название народа ацтеков — теночки. Возникло оно благодаря вождю по имени Теноч, избранному народом(ха-ха, так мы и поверили!) в 1247 году для правления в Кулуакане.
    Не слишком ли много имен для этих ребят, только и умевших, что как это человеков резать?

    Короче, все эти племена, включая носителей аж трех наименований, перемешались и, в конце концов, образовали огромную империю, населенную теперь уже поголовно ацтеками — потомками чичимеков плюс ацтеков плюс всех остальных, кто затесался в эту компанию. Покинув Астлан в начале XII века, ацтеки лет через двадцать добрались до Чикомостока («Семь Пещер»), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.

    Чикомосток стал только перевалочным пунктом, который все со временем покинули. Последними ушли из Семи Пещер наши бодрые ацтеки, ведомые главным жрецом племени по имени Уицилопочтли («Колибри левой стороны», как иногда переводят). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутри-племенные раздоры.

    Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. Но сам Уицилопочтли решил расширить свое влияние и двинуться несколько дальше на город Кулуакан, который он решил покорить. В 1323 году (по григорианскому, разумеется, календарю) произошла довольно-таки неприятная история, когда явно ненормальный Уицилопочтли стал выпрашивать у правителя тепанеков его дочку с романтическим именем Ачилометль — впрочем, напоминающем название какого-нибудь казахстанского завода по производству металлоизделий. Девицу предполагалось сделать региональной богиней.

    Папаша по дурости согласился, а кретин Уицилопочтли приказал содрать с девицы кожу, нацепить ее на подходящего по размеру жреца и пригласить правителя на осмотр результатов. Тот приехал с кучей подарков для новой богини и ее изготовителя, но увидал нечто совершенно иное. Неудивительно, что папаша мобилизовал своих тепанеков и погнал ацтеков от города. В результате последние завязли в болоте посередине долины Мехико и приготовились к мучительной смерти от голода, а скорее даже от жажды, поскольку болотная вода для питья была непригодна, а другой не было. До идеи выпаривания грязной воды с помощью солнечной энергии они не додумались, хотя жившие в то же самое время в Африке бушмены и готтентоты запросто находят и получают воду этим способом в пустыне.

    Однако, согласно ацтекским сказкам, все обошлось наилучшим образом. Посередине болота на кактусе нопал сидел орел, рвал когтями какую-то змею и пожирал ее плоть. Увидев ацтеков, он кивнул им (интересная деталь, прямо как человек!), что беглецы восприняли в положительном смысле и решили здесь и обосноваться.
    Куда подевалось болото, история нам не сообщает, но откуда-то вдруг появился источник пресной и чистой воды, плодовые кактусы нопал со сливообразными плодами, а вокруг ползали другие вкусные змеи. Это именно так, ацтеки не отказывали себе в удовольствии отведать змеятинки. На государственном гербе Мексиканских Соединенных Штатов — так полностью называется эта страна гордых латиносов, в большинстве своем мечтающих переплыть реку Рио-Гранде и перебраться в настоящие Соединенные Штаты, — сейчас изображен тот самый орел на кактусе, разрывающий змею.

    На этом месте, на паре островков острова Тескоко приблизительно в 1335 году ацтеки заложили город Теночтитлан («Место плодов кактуса»), который позднее стал столицей государства ацтеков. Вскоре они провели реформу системы управления и вместо власти жрецов установили власть избираемого «тлатолани», что означает «оратор». Если вспомнить, что слова «парламент» и «парламентарий» происходят от французского «парле», то есть «говорить», то ясно, что ацтеки пришли к парламентарной форме правления, правда, их парламент состоял из одного человека. На месте Теночтитлана сейчас расположена столица этих МСШ — город Мехико, самый населенный город в мире. Здесь живет не то 25, не то уже 35 миллионов человек.

    Основным занятием ацтеков стал, по обыкновению центрально - американских джентльменов, грабеж и захват имущества соседей, причем данные индейцы весьма преуспели в реализации традиционного промысла. Все награбленное, по-ацтекски — завоеванное в результате справедливой войны с неверными, победители свозили в Теночтитлан и употребляли там для украшения города и собственного удовольствия. Поначалу они воевали в компании с союзниками тепанеками, но уже в 1428 году их тогдашний вождь Ицкоатль сообразил, что если не делиться трофеями с тепанеками, то барахла у него останется вдвое больше. Резонно! Совершив в уме непростую арифметическую операцию удвоения, Ицкоатль со своим верным бандформированием набросился на тепанеков и полностью разгромил бывших боевых товарищей, а их столицу разграбил.

    Однако сил для дальнейшего расширения империи у ацтеков было маловато, и тогда они организовали Тройственный союз с парой других городов-государств, в том числе с городом, где проживали остатки тепанеков. Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны — более или менее засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних мексиканских штатов Оахака и Герреро, горные хребты на Тихоокеанском побережье, прибрежные равнины Мексиканского залива и даже дождевые тропические леса полуострова Юкатан.

    В исторической литературе по этому поводу пишут, что тем самым ацтеки получили доступ к природным ресурсам, которых не было в их родовом болоте, но мы-то понимаем, что главным «природным» ресурсом ацтеков были награбленное барахло и пленные. Впрочем, появление значительного по размерам земельного фонда привело к обогащению высших слоев чиновников и администрации президен... то есть тлатоани.
    Ицкоатль учредил 21 «титул знатности», в соответствии с которым привилегии раздавались в определенном объеме. Некоторым аналогом может являться Табель о рангах в Российской империи или Квалификационные разряды госслужащих в Российской Федерации.

    Как и все нормальные, пусть даже центрально-американские, граждане, Ицкоатль в конце концов умер. Следующим парламентарием стал Мотекусома I. Его разрешается называть еще и МотекуХсома, но самое главное — это первый внук того самого Монтесумы (номер два) из знаменитого романа Генри Хаггарда «Дочь Монтесумы»! (Напомним содержание бестселлера конца ХIХ века и предвоенных лет советского режима: герой романа Томас Вингфилд отправляется в Испанию, чтобы отомстить убийце своей матери, но встречает его лишь десятилетия спустя на другом конце света, прожив удивительную и трагическую жизнь и став свидетелем того, как под натиском испанских конкистадоров рухнула цивилизация ацтеков. Между прочим, он женился на «принцессе» Отоми, таки на дочери Монтесумы.)

    Это, конечно, мелочь, но отметим, что в 1473 году теночтитланцы покорили город-государство Тлателолко. Именем этого города была названа площадь в Мехико, где в 1967 году в здании мексиканского МИДа был подписан договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке. (В скобках заметим, что как минимум две страны — Бразилия и Аргентина — скорее всего, потихоньку разрабатывают свою атомную бомбу.)

    Монтесума I — давайте уж именно так его называть — значительно увеличил территорию ацтеков, провел рациональные судебную и административную реформы, окончательно утвердил Солнце в качестве верховного божества, которому обязаны поклоняться подданные и поддерживать солнечный авторитет, прежде всего человеческими жертвоприношениями. Дошло до того, что Тройственный союз вел специальные войны цветов даже не за материальные ценности, а исключительно с целью захвата будущих жертв. Кроме того, жрецы придумали специальные бои наподобие гладиаторских между невооруженными пленниками и вооруженными суперсолдатами ацтеков (термин «суперсолдаты» использован, например, в книге Нерсесова). Этого Монтесуму Старшего принято считать американским аналогом Юлия Цезаря.

    При третьем внуке Монтесумы I обычай улещивать даже не Солнце, а традиционных богов достиг уже неправдоподобных размеров — согласно легенде, во время освящения грандиозного храма во имя Уицилопочтли в Теночтитлане (высота 30 метров, сторона основания 100 метров) в жертву было принесено 20 тысяч военнопленных! Давайте посчитаем. В фильме «Апокалипсис» сердце у пленника вырывает один-единственный жрец, но это у индейцев майя. Предположим, что более прогрессивные ацтеки воспользовались услугами, ну, скажем, сразу 10 умелых жрецов.

    Ясно, что на качественное жертвоприношение требуется ну никак не менее 2 минут — рассечь грудную клетку, выхватить бьющееся сердце, поднять его над головой и продемонстрировать жизнерадостной публике, потом сбросить обезглавленное тело вниз по ступенькам, а сердце куда-то там отложить в сторону. Наверное, в специальную емкость для сердец. Так, делим 20 тысяч на 10 — получаем 2 тысячи единиц жертвоприношения продолжительностью 2 минуты, то есть 2 тысячи х 2 минуты = 4 тысячи минут = 67 часов = 2,8 суток.
    Но ведь не непрерывно же это происходит? При 8-часовом рабочем дне потребуется 67:8 = 8,4 дня, то есть развлечение продолжалось больше недели! Странно, что Уицилопочтли не оценил прилежность ацтеков и в конце концов довольно скоро допустил полное покорение их кучкой испанских авантюристов.

    И действительно, то ли сын, то ли внук этого внука Монтесумы I, последний правитель Теночтитлана по имени Куаутемок, был в 1525 году казнен конкистадорами. Но все это еще впереди, а пока поговорим об образе жизни и социальном укладе ацтеков, благо это тесно связано с их воззрениями о Конце Света. Сначала об экономической жизни.

    Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, самые разные виды жутко острого стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, фрукты из тропиков и колючий грушевидный кактус нопал (это на нем сидел змеепожирающий орел), растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо домашних индюков и собак — ну точно как у майя, а также кой-какая дичь и рыба. Из зерен какао ацтеки готовили душистый пенистый напиток, употреблявшийся исключительно элитой. Из сока агавы приготовлялся слабоалкогольный напиток пульке. Лишь намного позже из этого самого голубого кактуса современные мексиканцы научились изготавливать волшебную текилу, перегоняя пульке.

    Та же самая агава давала волокна для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который выращивали за пределами долины Мехико. Носить одежды из хлопчатобумажной ткани имели право только обладатели «титула знатности». Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки часто разрисовывали довольно сложными узорами, причем по некоторым из них можно было определить ранг носившего.

    Очень интересны «плавучие сады» чинампа вокруг Теночтитлана. Ацтеки строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовывалась сеть связанных между собой каналов для орошения и перевозки грузов. Заодно в них плавали интересные в кулинарном отношении рыбы и водоплавающие птицы. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах с пресной водой, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и непригодной для земледелия.

    Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить быстрорастущее городское население. К 1519 году в Теночтитлане проживало не менее 200 тысяч человек, причем среди них, как в современной Москве, была велика доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли потребители — ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники. Продукты питания доставлялись в города в качестве дани с покоренных народов или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке.

    Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в Тлателолко(фактически ставшем городом-спутником Теночтитлана): по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось до 25 тысяч человек. Купить здесь можно было все что угодно — от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. Причем перья предназначались не только чтобы цеплять на голову, но и в качестве упаковки для золотого песка. А золота у ацтеков было так много, что и его продавали на рынках. Золотой песок засыпали в стержни гусиных перьев различной длины, и стержень определенного размера служил единицей обмена, то есть фактически деньгами.

    Ко времени прибытия испанцев Теночтитлан стал удивительно красивым городом. Один из испанских хронистов дает описание столицы глазами Эрнандо Кортеса, рассматривающего вместе с Монтесумой город с главного храма. В своей «Подлинной истории завоевания Новой Испании» он пишет: «И тогда он взял его за руку и повел осмотреть великий город и другие города, находившиеся среди воды, и многие другие поселки в окрестностях той же лагуны. Если раньше я не смог хорошо разглядеть его большую площадь, отсюда я сумел ее лучше увидеть, и так мы ее рассматривали, потому что тот огромный проклятый храм находился так высоко, что все очень четко выделялось.

    С его высоты мы увидели три дороги-дамбы, ведущих в Мехико: истапалапская дорога, по которой мы вошли четыре дня тому назад, такубская, по которой мы убежали в ночь нашей катастрофы, когда новый правитель выгнал нас из города, и тепёакильская дорога. И увидели мы пресную воду, снабжавшую город, а на этих трех дамбах повсюду были построены мосты, а вода переливалась из одной лагуны в другую.

    А в одной из этих лагун мы увидели огромное количество каноэ, одни приходили с различными грузами, другие плыли с разнообразными товарами. И видели мы, что все дома этого великого города и других городов находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по висячим мостам или на каноэ. И видели мы в этих городах языческие храмы и часовни, напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали восхищение. А дома все были с террасами, а вдоль дамб стояли башенки и часовенки, тоже напоминавшие крепости.

    Рассмотрев все и оценив увиденное, мы снова повернулись к большой площади и к скоплению народа, собравшегося на ней; одни продавали, другие покупали, и раздавался такой гул и шум, что слышно было за несколько миль. Многие из наших солдат бывали в разных концах света, в Константинополе, во всей Италии, в Риме, и все они говорили, что такой красивой и такой огромной площади, где было бы столько народу, они никогда не видели».

    А теперь о социальной организации ацтеков. Их общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса — наследственную аристократию и простолюдинов. Про привилегии знати мы уже кое-что говорили, добавим только, что чем выше на социальной лестнице находился местный патриций, тем больше жен ему разрешалось иметь. А к плебеям относились крестьяне, рыбаки, ремесленники и торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах, своего рода общинах. Многие общины были сформированы по профессиональным занятиям. Например, ремесленники по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах.

    Однако классовые преграды можно было преодолеть, прежде всего продемонстрировав военную доблесть или захватив значительное количество военнопленных. Искусные ремесленники или торговцы могли заслужить благосклонность правителя и разбогатеть. Важно напомнить, что в ацтекском обществе было распространено рабовладение, причем рабами становились не только пленники, но и пойманные воры или несостоятельные должники. Самое поразительное, что практиковалась и продажа в рабство самого себя или жены или детей — как правило, на время.

    Разумеется, с точки зрения обсуждения скорого Конца Света по-ацтекски (или, как неправильно считают, по-майяски), нам интереснее всего научные знания ацтеков и особенно их достижения в астрономии и исчислении времени. Ацтеки переняли центрально-американскую научную традицию и лишь присвоили некоторым временным интервалам свои названия. Основа осталась прежней. Так, солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Солнечный год делился на все те же 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 так называемых несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и так далее) в сочетании с цифрами от 1 до 13.

    При рождении ребенка он вместе с наименованием дня своего рождения (вроде 2-олень или 10-орел) получал также предсказание своей судьбы. Считалось, что 2-кролик станет алкоголиком (очевидно, в силу точной рифмы), а 1-змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали «подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростинок», и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

    Ну вот, наконец-то, мы и подошли к Концу Света. Согласно Ершовой, пять временных блоков майя по 5125,4 лет (то есть 13x394,3 где 394,3 — это бактун)
    явно перекликаются с хорошо известными легендами ацтеков о «Пяти Солнцах», в которых каждое из «Солнц», то есть временных периодов, ограничивается созданием мира и концом света. Мы уже говорили, что ацтеки переняли центрально - американскую научную традицию, но сделали они это последними и собственно научную сторону потеряли, а воспроизводили в виде занимательного и многообещающего мифа.

    Ацтекская версия такова. Вскоре после создания Земли и Солнца (пространства и времени) наступило «Первое Солнце» — эпоха воды. Потом все натурально утонуло, то есть пространство исчезло в воде.
    Затем в день 4-оцелот (местное кошачье размером меньше ягуара) наступило «Второе Солнце» — эпоха темноты, когда исчезло небо и солнцу негде было перемещаться, — эта допотопная чушь означает, что исчезло время. В те времена наравне с обычными людьми жили гиганты. Все это напоминает выдумки авантюристки Блаватской, затем перепетые Муддашевым, о предыдущих расах людей ростом с жирафа или даже выше, с десятиэтажный дом. Животное такого размера не может существовать (на Земле) просто из-за гравитационных причин — оно будет раздавлено собственным весом.

    В день 4-дождь наступило «Третье Солнце» — эпоха огненного дождя, когда горели даже камни и образовывались скалы. О присутствовавших при этом наблюдателях не сообщается — но, видимо, они были изготовлены из негорючего материала.

    А затем, естественно, в день 4-ветер наступило «Четвертое Солнце», которое все унесло, а люди превратились в обезьян и разбежались по лесам. Как видим, не только Дарвин, но и ацтеки догадались о близости людей и обезьян.

    Наконец, потом в день 4-движение наступило «Пятое Солнце», когда все катится к чертовой матери, наступают голод и землетрясения, от которых все ацтеки (не майя, заметьте!) и погибнут. По первоначальным расчетам это должно было наступить в 1402 году, но как-то не случилось. Пришлось пересчитывать, но ацтеки уже забыли, как это надо делать, и, не мудрствуя лукаво, умножили 13 на 52 — числа, которые у них в памяти еще сохранились, и составили из них временные блоки. Из пяти блоков получили 13x52 х 5 (65x52) = 3380 лет, которые более-менее верно охватывают собственную историю ацтеков.

    Мало того, ацтеки даже потом сократили число «Солнц» с пяти до четырех, хотя одно из них и было разделено на два подраздела из 7 и 6 циклов по 52 года (в сумме все равно будет 13 циклов). С точки зрения ацтекского календаря это полная бессмыслица, а вот в календаре майя это кое-что означает, но уже выходит за пределы данного рассмотрения. Видимо, ацтеки что-то там запомнили, но потом забыли, из какой это оперы. Самое главное, что все это чисто ацтекские дела, пусть даже и слегка слизанные с интеллектуальных достижений майя. Так что при чем здесь 2012 год Конца Света майяского календаря — непонятно. И как должен выглядеть Конец Света? Что должно произойти перед наступлением «Шестого Солнца»? А вот что, сообщает нам компетентный сайт sterhmedia.ru, ссылаясь на некоего Джозефа Лоуренса.

    Итак, согласно этому автору, «Апокалипсис 2012 года: Научное исследование конца цивилизации», Солнечная система погибнет в результате «затмения» в центральной части Млечного Пути. Или отклонится от своей оси и начнет хаотическое движение по космическим просторам. Иначе представляет себе Конец Света книга «2012: Возвращение Кетцалькоатля» — произойдут землетрясения, извержения вулканов, ураганы и огромные приливные волны уничтожат половину планеты.

    Эндрю Смит, автор «Революция 2012 года: Подготовка»: произойдет восстановление подлинного баланса между божественным женским и мужским началом (бред какой-то).

    Отметился и Александр Филатов, конструктор Федерального ядерного центра (город Саров): близко с Землей пройдет некая планета, которая станет причиной всемирного потопа, смещения полюсов, изменения климата. Впрочем, не факт, что конструктор Александр Филатов действительно существует — в бесцензурном Интернете чего только не напишут. Филатова мы потом поподробнее обсудим, он того стоит.

    А вот вроде бы вполне реальные Питер Джеймс и Ник Торп из Калифорнийского университета считают, что Земля столкнется с астероидом. Ну, о космических столкновениях мы еще поговорим, а вот о работе авторов «Тайны древних цивилизаций» в Калифорнийском университете нам найти ничего не удалось. Зато на том лее сайте приведены мнения неверующих. Например, Валентин Есипов, заведующий отделением радиоастрономии Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ), считает, что ничего страшного не произойдет и что любой календарь устроен просто: он учитывает движение планет вокруг Солнца.

    И чем точнее наблюдения за космическими телами, тем точнее летоисчисление. У нас сейчас используется самый точный календарь за всю историю человечества, а древние индейские племена многого не знали. Кроме того, мы следим за всеми кометами и астероидами, которые могут пролететь мимо нас в ближайшие десять лет. И со всей ответственностью Валентин Есипов заявляет, что ничто Земле не угрожает.

    К астроному присоединяется Владимир Пахомов, математик и физик, бывший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований, автор книги «Тайна Календаря — Послание Нерожденным». Он говорит, что о календаре майя стало известно потому, что у них был обычай ставить во всех поселениях стелы — каменные столбы, на которых делались записи важных событий с указанием даты. Описания своего календаря майя нам не оставили. То есть, может, и было такое описание, но большинство рукописных книг майя были утеряны, сгнили или сожжены католическими монахами. Только каменные стелы сохранились.

    Поэтому мы можем делать лишь различные предположения об их календарной системе (Господин Пахомов, вы это что? Календарь майя полностью расшифрован! — Прим. авторов). Например, миф о высокой точности календаря майя ничем не обоснован. Когда указывают точность календаря, записывая число дней в году с точностью в десяток знаков после запятой, не верьте. Календарь — это не хронометр. Наименьшая величина в любом календаре — это один день. А для измерения меньших величин времени используются часы и секундомеры.

    Отрицательное мнение Владимира Пахомова о календарной системе майя особенно ценно для нас потому, что сам господин Пахомов является изрядным эзотериком, таскающимся по миру с «Посланием неизвестной цивилизации» наперевес и явно симпатизирующий пирамидиотам (пирамидиотами генеральный секретарь египетского Высшего совета по древностям Захи Хавасс называет всяких эзотериков, верящих в таинственное значение пирамид). Уж если сам Пахомов против!.. Нормальный эзотерик или другой маргинал должен полностью доверять предсказанию о Конце Света 2012 года.

    Вот, например, мнение известного любителя Неопознанных Летающих Объектов и «зеленых человечков» летчика-космонавта Георгия Гречко, который на всякий случай дал нам еще один год жизни:
    «Я думаю, что календарь майя заканчивается позже: 23 декабря 2013 года. Ведь до сих пор неизвестен год отсчета: может, с ноля они начинали, а может, с единицы. И потом, чтобы создать календарь, нужны хотя бы примитивный телескоп и точные часы. А майя были кровавой цивилизацией. Они даже вырывали сердца у живых людей во время жертвоприношения. А в игре в мяч капитана, команда которого проиграла матч, обезглавливали на глазах у зрителей.

    Я до сих пор поражаюсь этой несовместимости высокого интеллекта и дикости нравов. И потому не верю, что они могли создать точный календарь. Думаю, что его им дали пришельцы. Считайте, что это моя фантазия, но я думаю, что, когда календарь закончится в 2012 или 2013 году, они прилетят вновь, чтобы или дать нам новый календарь, или наслать на нас очередной Всемирный потоп. Мы же, говорят, пятая цивилизация, а 4 предыдущие они уничтожили за плохое поведение — одних потопом, других — серным огнем с неба.

    И мы сейчас плохо себя ведем: накапливаем оружие, портим природу. Даже из космоса видно, какие раны мы нанесли Земле. А пришельцы прилетают к нам, как на курорт. И нас, хомо сапиенс, они «изобрели», чтобы планету сохранять, как домработница должна содержать дом до приезда хозяев из отпуска. Они придумали нам каменный, бронзовый века и, наконец, думали, что вот-вот наступит золотой, когда бы они снова прилетели и дали нам новые знания. Но мы их «курорт» испоганили. И я думаю, что если мы и дальше будем вести себя плохо, то пришельцы устроят нам очередную катастрофу».

    По крайней мере, с космонавтом все ясно. А что Гречко все перепутал насчет календаря майя, отсутствия у них часов и телескопов (кстати, не обязательных для наблюдения за видимыми невооруженным глазом Солнцем и планетами), так ведь что с космонавта взять?

    Нас немного успокаивает мнение не космонавта, а физика Михаила Лейтуса, председателя Международного клуба скептиков:
    «В XV веке над умами русских тяготела грозная мысль о скором конце света, который ожидали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира. По греко-русскому летоисчислению семь тысяч лет оканчивались как раз в 1492 году. Поэтому и богослужебная Пасхалия, указывавшая месяцы и числа празднования Пасхи, доведена была только до 1492 года. Когда же роковой год прошел благополучно, иудеи начали глумиться над православными: «Семь тысяч лет окончились, и ваша Пасхалия прошла, отчего ж Христос не является?» В начале восьмой тысячи лет, в сентябре 1492 года, собрался в Москве Собор и постановил написать Пасхалию на восьмую тысячу лет. Сейчас концом периода можно условно считать сто лет, а можно тысячу. И перед 1000 годом, и перед 2000 наступала массовая истерия, связанная с концом света. Но он так и не наступил. Думаю, не стоит бояться и 2012 года».

    Ну, хорошо, надеемся, авторам этой книги удалось убедить читателя, что в ближайшие три года после ее выхода нет необходимости готовиться к мору, гладу и землетрясениям, а также к падению метеорита в районе Ходынки с последующим разрушением не только столицы нашей родины, но и большей части Евразии, включая даже знаменитую Шепетовку, о которую, согласно Остапу Бендеру, разбиваются волны Атлантического океана. Не стоит доверять календарю и мифологии ацтеков и даже их первоисточнику — науке народа майя. Ацтеки не смогли предсказать даже сказочно быстрого падения собственного государства. Для интересующихся — вот как это произошло.

    Согласимся с Владимиром Кузьмищевым, что больше всего поражает невероятная легкость, с которой оказалось разгромлено и полностью разрушено ацтекское государство. Ведь до появления испанских конкистадоров ацтеки так или иначе контролировали огромную территорию, где проживало не менее 20 миллионов человек, из которых вполне можно мобилизовать для отражения нашествия сотни тысяч хорошо обученных воинов. А ведь у Эрнана Кортеса к моменту решающих сражений за Теночтитлан было чуть более девяти сотен солдат.

    Хорошо известна одна из главных причин быстрой победы испанцев над ацтеками — наличие у них конницы и огнестрельного оружия. Ни лошадей, ни пороха индейцы не знали. Кроме того, у испанцев появилось огромное количество союзников из числа покоренных ацтеками других индейских племен, которые почему-то не разделяли восторга «римлян» Центральной Америки по поводу принесения их в жертву. Римлянами иногда называют ацтеков в противовес майя, которых считают «древними греками» Мезоамерики, из-за постоянного стремления ацтеков к расширению империи и воинственности. Да, конечно, боевые кони, стальные латы и мечи, и тем более огнестрельное оружие не только физически уничтожали ацтекскую армию, но и подавляли ее морально, порождая панический ужас.

    Однако сражение в Теночтитлане, позднее названное «Ночь печали», было ведь испанцами проиграно! То есть индейцы уже узнали, что врага можно победить, и в принципе вполне могли перебить ничтожное количество конкистадоров и в последующих битвах. Битва под Москвой, выигранная отечественной армией в 1941 — 1942 годах, была важна не только сама по себе, но и потому, что стала доказательством возможности побеждать ранее непобедимый вермахт. Причем не обязательно благодаря численному преимуществу, а ведь ацтеки могли выставить на каждого испанца по несколько сотен своих суперсолдат.

    Ясно, что нужно искать какую-то дополнительную причину, вышедшую, впрочем, на первый план. Эта причина определена в работах многих историков и довольно необычна. Если большинству других народов религиозные обычаи и сама вера всегда помогали в бою и при отстаивании своей независимости, то в случае ацтеков все получилось ровно наоборот. Читатель должен знать, что особой доблестью и даже императивом для ацтекского солдата было ни в коем случае не убить, а лишь захватить противника в плен — тогда его можно будет с наслаждением принести в жертву и заслужить (а) милость богов и (б) конкретную материальную награду. Удивительно, но речь не шла даже о банальном с точки зрения Старого Света использовании рабского труда. Нет, лучше убить.

    У ацтеков в те времена уже были луки и стрелы, причем их наконечники они уже обмазывали страшным ядом местной жабы. Однако в испанцев они эти стрелы не пускали, а стремились причинить им наименьшие повреждения, имея в виду пленение. Б случае иноплеменников такая тактика срабатывала, прежде всего, вследствие совсем плохонького вооружения неацтеков и отсутствия у них воинской выучки. Но в битвах с испанцами — совсем другое дело. Закованные в латы, вооруженные пиками и длинными стальными мечами, конкистадоры не могли и мечтать о такой манере ведения боя, в сущности, о рукопашной схватке.
    Испанцы кололи, рубили, топтали копытами лошадей наползавшую на них массу незащищенных людей, стреляли из своих тогда еще примитивных ружей, но ни одна отравленная ядом стрела так и не была выпущена из лука ацтеков. Врага нужно брать в плен только живым — вот главное положение «полевого устава», утвержденного жрецами Уицилопочтли и остальных кровожадных богов Теночтитлана.

    Жутковатые верования ацтеков сыграли с ними еще одну злую шутку, а конкистадорам преподнесли приятный и полезный сюрприз. Ацтеки не только поклонялись Пернатому Змею как одному из своих главных бо -гов, но и со страхом ожидали его возвращения. Жрецы поддерживали их в этом заблуждении и постоянно пугали бедняг, что оскорбленное божество вернется с востока и устроит им кровавую баню. Мы уже отмечали, что по легенде Кецалькоатль был белолиц и бородат, в то время как индейцы были безусы, безбороды и смуглы!

    Кстати, внешний вид Кецалькоатля дал повод всяким там Дэникенам и прочим пирамидиотам квакать о посещении европейцами Америки еще задолго до Колумба. Да что там европейцами! Поговаривают и об инопланетянах — а иначе кто бы мог построить центральноамериканские пирамиды? (Между прочим, в те времена уже давно стоял Парфенон, Колизей и Покров на Нерли, про строительство которых жителями Сириуса никто не говорит.)

    И вот на тебе — именно с востока приплывают огромные лодки, из них на берег спускаются белолицые и бородатые мужчины в блестящих стальных латах и шлемах, причем некоторые имеют четыре ноги и две головы (всадники), а кроме того, они, как настоящие боги, мечут смертоносные молнии!

    И последнее. В период завоевания конкистадорами правителем (тлатолани) ацтеков оказался мистически настроенный Монтесума II, который фактически сдал страну испанцам. Страх перед божественным происхождением чужеземцев парализовал его способность к сопротивлению, и в результате горстка авантюристов уничтожила огромную империю. Затем было истреблено множество индейцев, население центральной Мексики сократилось раз в двадцать, хотя эти расчеты преимущественно советских историков стоило бы перепроверить.

    К тому же трудно не согласиться с мнением Иосифа Бродского по поводу барельефов ацтеков (здесь «единороги» — это такие пушки):

    Что бы они рассказали, если бы заговорили?
    Ничего. В лучшем случае, о победах
    Над соседним племенем, о разбитых
    Головах. О том, что слитая в миску
    Богу Солнца людская кровь
    Укрепляет в последнем мышцу;
    Что вечерняя жертва восьми молодых и сильных
    Обеспечивает восход надежнее, чем будильник.
    Все-таки лучше сифилис, лучше жерла
    Единорогов Кортеса, чем эта жертва.
    Ежели вам глаза скормить суждено воронам,
    Лучше, если убийца — убийца, а не астроном.
    Вообще без испанцев вряд ли бы им случилось
    Толком узнать, что вообще случилось.

    И уж тем более они никак не могли знать, что случится с нами в 2012 году нашей эры. Разве что выборы Президента Российской Федерации? Да и то мы бы не решились делать предсказания по этому поводу.
    А теперь, разобравшись с Концом Света-2012 по-ацтекски, перейдем к Концам Света у других народов и в другие времена, в том числе к самым последним предсказаниям этого Конца.

    Петр ОБРАЗЦОВ, Максим ШЕНГЕЛЕВИЧ
    "Конец света. Ложь и правда."

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *
    
    {literal} {/literal}