Категория: Интересно

Амьенский собор




  • Не нравится
  • +5
  • Нравится





  • Амьенский соборСобор Нотр-Дам, возвышающийся в центре Амьена, главного города Пикардии, исторической провинции на северо-западе Франции, является самой большой готической постройкой в стране. Возводился он на протяжении трех веков, усилиями и талантом выдающихся французских архитекторов — Робера де Люзарша (ХШ в.), Тома из Кармона и его сына Рене (XV в.).

    Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.

    Первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 г. при епископе Арну де ля Пьере (он скончался в 1247 г. и был погребен в центральной капелле собора). За основу проекта архитектор Робер де Люзарш взял Шартрский собор, несколько видоизменив его конфигурацию. Камень для постройки, твердый серый песчаник, доставлялся из каменоломен в окрестностях Амьена.

    Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.

    Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.

    На западном фасаде здания находятся три скульптурных портала; центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа. Представленного здесь Спасителя современники нарекли «Благим Амьенским Богом». От всего его облика веет твердостью духа и наставнической требовательностью. Это чувствуется в плотно сжатых губах, в поднятой вверх для благословения руке, в решительности, с какой амьенский Христос попирает символы греха и смерти — льва и химеру.

    Портал южного фасада украшает знаменитая скульптура «Золоченой Девы», относящаяся к середине ХШ века. Богоматерь в короне Небесной Царицы ласково улыбается младенцу. В изгибе фигуры и грациозном жесте руки одухотворенность сочетается с изяществом. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название.

    Входы в собор обрамляют фигуры апостолов и святых, а наличники — сидящие фигуры химер. Второй и третий ярус украшены нарядными аркадами — так называемой «ажурной галереей», на четвертом находится традиционная «галерея Королей».
    Амьенский собор впечатляет своими размерами. Его длина составляет 145 м, максимальная ширина —59 м, высота сводов центрального нефа достигает 42,5 м, ширина центрального нефа — 14,5 м, общая площадь здания составляет 7800 кв. м. Собор настолько велик, что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч человек.

    Внутреннее пространство Амьенского собора — высокое и просторное — кажется одновременно изысканным и строгим, величественным и уютным. Стены храма почти лишены убранства — их опоясывает только рельефная гирлянда. Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 м создает впечатление простора, пронизанного воздухом и светом. Во многом это ощущение достигается за счет значительных размеров здания, но еще больше — из-за отсутствия традиционных витражей.

    Что касается конструкции хора, то зодчие Амьена даже отказались от задней стены трифория (которая прежде считалась обязательным элементом), благодаря чему этот ярус, темный в других храмах, стал здесь ярко освещенным и зрительно объединился с великолепным ажурным декором верхних окон центрального нефа.

    Центральный неф (высота 42,5 м, ширина 14,3 м) представляет собой трехъярусную структуру: в среднем ярусе за аркадой трифория находится узкая галерея. Начиная с 1292 г. боковые нефы стали расширяться благодаря пристройке капелл (среди них капелла кардинала Делагранжа, один из ранних образцов архитектуры пламенеющей готики). Восточная часть короткого, но широкого трансепта и просторный хор освещаются через окна трифория. В обходную галерею хора открываются пять капелл.

    Прекрасный центральный неф собора рассматривался как олицетворение идеи вертикальной композиции готического храма; при трехчастном делении его стен высота аркады опор нижнего яруса достигла высоты трифория и фонаря вместе взятых. Ощущение высоты усиливается благодаря потокам света, льющимся сквозь стекла фонаря, стройным, устремленным ввысь группам колонн со стрельчатыми арками, а также изящным вертикальным линиям решетки витражного окна в алтаре.

    В восточной части Амьенского собора окна продлены до задней части стены застекленного трифория. Таким образом, вся площадь от верхней точки свода до главной аркады превращается в одно огромное окно. В создании этого впечатления большая роль принадлежит каменному узору, так как переплеты верхнего ряда окон продлены до низа и соединены с аркадой трифория.

    Традиционные окна-розы выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон. И «роза», и стрельчатые окна высотой в 12 м ранее были застеклены многоцветными витражами. Поэтому высокие своды собора казались затененными и как бы покоились на стенах, излучавших неяркий переливчатый свет. Мягкое освещение падало то с одной, то с другой стороны — в зависимости от времени дня. А самой светлой частью в соборе был алтарь, освещаемый высокими стрельчатыми окнами апсиды. Такое умелое распределение света, характерное вообще для готических соборов Франции, создавало особое возвышенное настроение у молящихся.

    Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными. Сохранились 110 скамей в хоре, выполненных в начале XVI в., которые по праву считаются лучшими во Франции.

    Отдельного упоминания заслуживает главная святыня Амьенского собора — часть черепа Иоанна Крестителя. Легенда об этой реликвии отсылает к началу XIII в., ко времени Четвертого крестового похода, когда каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в Константинополе, в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица. Над левой бровью было видно маленькое отверстие — вероятно, след от удара кинжалом. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминавшимся святым Иеронимом. По его свидетельству, Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

    Валлон де Сартон решил доставить главу святого Иоанна Предтечи на север Франции, в Пикардию. 17 декабря 1206 г., в третье воскресенье Рождественского поста, католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно принял святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени главная святыня города — лицевая часть главы святого Иоанна, хранящаяся в Амьенском соборе, почитается во всей Пикардии.

    А сам Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 г. приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем здесь побывали его сын Карл VI, а также Карл VII, внесшие богатые пожертвования для украшения мощей.

    Во время Великой французской революции, когда изымались церковное имущество и мощи, подобная участь постигла и Амьенский собор. В ноябре 1793 г. реликварий с главой святого Иоанна Предтечи был затребован представителями Конвента. Они реквизировали все драгоценности, а саму реликвию приказали захоронить на местном кладбище. Однако приказ революционного начальства не был исполнен.

    Мэр города Амьена Луи-Александр Лекув тайно вернулся в разграбленную сокровищницу и с риском для жизни забрал мощи к себе в дом. Через несколько лет бывший мэр передал священную реликвию на сохранение аббату Лежену. А в 1816 г., после прекращения революционных гонений, глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика», была возвращена в кафедральный Амьенский собор, где с тех пор и находится.

    Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.

    Комментарии

    
    Имя:*
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    *